0
1392
Газета Факты, события Печатная версия

19.09.2019 00:01:00

Верлибры рабочего класса

В московской галерее вспоминают многогранного Алексея Гастева

Тэги: поэзия, верлибры, велимир хлебников, маяковский, выставка


Алексей Гастев (1882–1939) и поныне остается малоизученной фигурой российской истории первой половины ХХ века. Полная биография его не написана, литературные и научные работы ждут вдумчивого исследователя. Не выходило ни одного собрания его сочинений. Стихи этого интересного автора не включают даже в антологии, его статьи о труде переиздают крайне редко. Между тем многие его идеи поныне сохраняют актуальность и привлекательность.

Выставка «Гастев. Как надо работать», проходящая в московской галерее «На Шаболовке», рассказывает об этой выдающейся, поистине ренессансной личности. А принцип размещения экспонатов в залах подсказан системой Гастева о научной организации труда.

Разнообразие его занятий впечатляет. Кадровый рабочий, в молодости трудившийся на заводах России и Франции, а в трамвайном депо Петербурга освоивший профессию вагоновожатого. Поэт, публиковавшийся в сборниках вместе с Хлебниковым, Маяковским и Асеевым и выпустивший книгу верлибров в заграничной Риге в 1921 году. Литературный критик и теоретик культуры, поднимавший в статьях самые злободневные вопросы. Неутомимый публицист, писавший о профсоюзном движении, анархо‑синдикализме и психотехнике. Социолог, разработавший систему рационализации производства и долгие годы возглавлявший Центральный институт труда (ликвидирован вскоре после ареста и расстрела Алексея Капитоновича). Революционер, прошедший тюрьмы, ссылки и эмиграцию, а в 20‑е годы ставший заметной фигурой в советской политической иерархии...

Кураторы выставки соединили в одном пространстве эти разнородные ипостаси Гастева. Экземпляры старых газет, пожелтевшие брошюры и очерки о писателях‑современниках напоминают посетителям о литературных боях. Инструменты и тренажеры из лабораторий ЦИТа – о серьезной работе в области организации фабричного труда. Эссе о Гастеве‑поэте написал для выставки литературовед Кирилл Захаров. По его мнению, этот поэт, всегда писавший от имени рабочего класса, предсказал и биоинженерию, и соединение искусства с наукой. Позже, бросив литературу, он называл ЦИТ своим главным художественным произведением. Создатели выставки реконструировали подлинную биографию Алексея Гастева (как опытный конспиратор, он часто «путал следы», сообщая о себе в анкетах неточные сведения). «Гастева сегодня изучают специалисты разных отраслей науки. Наша выставка – это попытка показать его место на литературной, политической, научной карте России», – рассказывала гостям галереи куратор экспозиции Александра Селиванова.

Проект этот многогранен, как и сам его герой. В рамках выставки проходят экскурсии, лекции, концерты‑перформансы и чтения стихов Гастева из его книги «Поэзия рабочего удара», только при жизни автора выдержавшей шесть изданий.

Выставка работает до 24 ноября.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Музей "Новый Иерусалим" вгляделся в свою коллекцию авангарда

Музей "Новый Иерусалим" вгляделся в свою коллекцию авангарда

Дарья Курдюкова

В поле невидимости

0
663
Фото недели. "Абрамс" и "Леопард" добрались до Москвы в качестве трофеев

Фото недели. "Абрамс" и "Леопард" добрались до Москвы в качестве трофеев

0
4433
Региональная политика 29 апреля - 2 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 29 апреля - 2 мая в зеркале Telegram

0
2191
Выставка  "Ars Sacra nova. От мифа к символу..."

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу..."

0
1217

Другие новости