Андрей Чхалов пил с кустами одну воду.
Скриншот онлайн-трансляции
Казалось, что проект «Этап роста» тихонько исчезнет в закат. Уж больно давно его не было. Но недавно в онлайн-формате были представлены еще несколько молодых авторов. Причем понятие «молодой автор» трансформировалось. Теперь, если тебе 40+, а ты вдруг повернулся лицом к литературе, ты тоже молодой поэт.
Этот выпуск проекта отличался многолюдностью и обсуждаемых, и критиков-ведущих. Их количество увеличилось до пяти за счет Бориса Кутенкова, Александра Хана (оба вещали на этот раз из Северной столицы), а также редактора журнала «Всеализм» Валерия Горюнова, приглашенного в качестве наблюдателя (впрочем, он свои наблюдения излагал вслух). «Хозяином» зум-конференции был живущий в Омске Андрей Козырев, а приглашенным критиком – Дмитрий Гвоздецкий.
Первое отделение началось со стихов Богдана Адамова. Его стихи местами напоминают черновики. Для восемнадцати лет, когда вроде собираешься поступать в Литературный институт (но это не точно), некоторая неуверенность письма – явление почти нормальное. В его «пространство для жизнеловли» поместились и «неуклюжие хокку», и «молочная речка со звездными рыбами», и детское восприятие мира, и доля подросткового нахальства.
Аня Воронова – девушка с детским голосом. Ее стихи вобрали в себя почти всю историю с географией (тут тебе и «негреческий Египет», и Америка). Строки густо пересыпаны образами, возможно, понятными лишь самому автору. Иногда они похожи на поток сознания, сквозь который проступает нечто сокровенное. Лирическая героиня Вороновой мечтает «забрать себе это время» и радуется, что вокруг «нет ничего родного».
Петербуржец Андрей Чхалов, чье литературное окружение, по его собственным словам, состоит зачастую из него самого, представил подборку, состоящую в основном из силлаботоники, которая в устах автора звучала музыкально. Автор делится опытом детства, переработанным с высоты своих двадцати лет. Детство тождественно слиянию с природой («и пили мы тогда с кустами одну воду, / и делили с ними одно солнце...»), простые вещи (вроде сбора ягод или прогулки с отцом) врезаются в память. Однако после почти идиллической картинки вырастают такие стихи, как, например, «свет ушел, но не хочется сердцу еще покоя...», от прошлого остаются лишь обрывки воспоминаний и неприглядная взрослая реальность, «кашель вытеснил детский сад», и живет разросшаяся темнота – в противовес дачной «кустыне» из детства.
Ближе к экватору виртуального собрания были прочитаны стихи заочной (в силу разницы часовых поясов) участницы Николь Воскресной. Они одновременно кажутся стихийными, как лавина, но в то же время с налетом театральности. Воскресная творит свои революции, пытаясь сохранить что-то, удерживающее от окончательного краха. Это центральная мысль цикла «Пять шагов», длинного, запутанного и образно насыщенного.
Вторую часть открыла Анна Щербакова-Калинина. Ее стихи были коротки. Однако этот минимализм с привкусом японской поэзии выхватывает, словно вспышка, из окружающего мира сгустки впечатлений без прошлого и будущего (читатель дорисует их сам). Минимализм поэтессы непрост. Он как бы стимулирует читательское воображение. Это концентрация большого в малом. Образы, свернутые улиткой и спрятанные друг в друга.
Ангелина Фролова в стихах величает себя «алтайской Афродитой». В ее противоречивых текстах органично уживаются городская действительность, заигрывание с актуальностью и устаревшее «подле меня», «тужу по тебе», бородинский хлеб и «щебечущая» гроза. Именно эта, казалось бы, полная разбросанность и делает стихи живыми и многослойными.
Напоследок был представлен поэт с психологическим образованием Роман Якунин. Его поэзия более зрелая по всем параметрам. На самом деле он и оказался старше и опытнее остальных. Именно литературного опыта у него немного, автор сознался, что пишет всего несколько лет. Но в свои 46 жизнь он понаблюдал достаточно, чтобы конвертировать свой опыт в довольно крепкие тексты. В них слышится и Маяковский, и обэриуты, и игра с современными тенденциями языка.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать