0
169
Газета Факты, события Печатная версия

09.07.2025 20:30:00

Преодолеть «кустыню» детства

В онлайн-формате прошел литературный семинар «Этап роста»

Тэги: поэзия, литинститут, онлайн формат


поэзия, литинститут, он-лайн формат Андрей Чхалов пил с кустами одну воду. Скриншот онлайн-трансляции

Казалось, что проект «Этап роста» тихонько исчезнет в закат. Уж больно давно его не было. Но недавно в онлайн-формате были представлены еще несколько молодых авторов. Причем понятие «молодой автор» трансформировалось. Теперь, если тебе 40+, а ты вдруг повернулся лицом к литературе, ты тоже молодой поэт.

Этот выпуск проекта отличался многолюдностью и обсуждаемых, и критиков-ведущих. Их количество увеличилось до пяти за счет Бориса Кутенкова, Александра Хана (оба вещали на этот раз из Северной столицы), а также редактора журнала «Всеализм» Валерия Горюнова, приглашенного в качестве наблюдателя (впрочем, он свои наблюдения излагал вслух). «Хозяином» зум-конференции был живущий в Омске Андрей Козырев, а приглашенным критиком – Дмитрий Гвоздецкий.

Первое отделение началось со стихов Богдана Адамова. Его стихи местами напоминают черновики. Для восемнадцати лет, когда вроде собираешься поступать в Литературный институт (но это не точно), некоторая неуверенность письма – явление почти нормальное. В его «пространство для жизнеловли» поместились и «неуклюжие хокку», и «молочная речка со звездными рыбами», и детское восприятие мира, и доля подросткового нахальства.

Аня Воронова – девушка с детским голосом. Ее стихи вобрали в себя почти всю историю с географией (тут тебе и «негреческий Египет», и Америка). Строки густо пересыпаны образами, возможно, понятными лишь самому автору. Иногда они похожи на поток сознания, сквозь который проступает нечто сокровенное. Лирическая героиня Вороновой мечтает «забрать себе это время» и радуется, что вокруг «нет ничего родного».

Петербуржец Андрей Чхалов, чье литературное окружение, по его собственным словам, состоит зачастую из него самого, представил подборку, состоящую в основном из силлаботоники, которая в устах автора звучала музыкально. Автор делится опытом детства, переработанным с высоты своих двадцати лет. Детство тождественно слиянию с природой («и пили мы тогда с кустами одну воду, / и делили с ними одно солнце...»), простые вещи (вроде сбора ягод или прогулки с отцом) врезаются в память. Однако после почти идиллической картинки вырастают такие стихи, как, например, «свет ушел, но не хочется сердцу еще покоя...», от прошлого остаются лишь обрывки воспоминаний и неприглядная взрослая реальность, «кашель вытеснил детский сад», и живет разросшаяся темнота – в противовес дачной «кустыне» из детства.

Ближе к экватору виртуального собрания были прочитаны стихи заочной (в силу разницы часовых поясов) участницы Николь Воскресной. Они одновременно кажутся стихийными, как лавина, но в то же время с налетом театральности. Воскресная творит свои революции, пытаясь сохранить что-то, удерживающее от окончательного краха. Это центральная мысль цикла «Пять шагов», длинного, запутанного и образно насыщенного.

Вторую часть открыла Анна Щербакова-Калинина. Ее стихи были коротки. Однако этот минимализм с привкусом японской поэзии выхватывает, словно вспышка, из окружающего мира сгустки впечатлений без прошлого и будущего (читатель дорисует их сам). Минимализм поэтессы непрост. Он как бы стимулирует читательское воображение. Это концентрация большого в малом. Образы, свернутые улиткой и спрятанные друг в друга.

Ангелина Фролова в стихах величает себя «алтайской Афродитой». В ее противоречивых текстах органично уживаются городская действительность, заигрывание с актуальностью и устаревшее «подле меня», «тужу по тебе», бородинский хлеб и «щебечущая» гроза. Именно эта, казалось бы, полная разбросанность и делает стихи живыми и многослойными.

Напоследок был представлен поэт с психологическим образованием Роман Якунин. Его поэзия более зрелая по всем параметрам. На самом деле он и оказался старше и опытнее остальных. Именно литературного опыта у него немного, автор сознался, что пишет всего несколько лет. Но в свои 46 жизнь он понаблюдал достаточно, чтобы конвертировать свой опыт в довольно крепкие тексты. В них слышится и Маяковский, и обэриуты, и игра с современными тенденциями языка.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Мир не мил, свет не бел

Мир не мил, свет не бел

Антон Аренский

Авангардизм и традиция Леонида Иоффе

0
693
«ДООС» становится историей

«ДООС» становится историей

Татьяна Зоммер

Вечер памяти Константина Кедрова прошел в Чеховской библиотеке

0
453
Дайте ваш плавник

Дайте ваш плавник

Максим Валюх

Стихи о городском лете, взрослых площадках и чудодейственных котлетах

0
2737
У любви смерти нет

У любви смерти нет

Акоп Арутюнян

Крылья, перья и ночная рубашка

0
468

Другие новости