0
1448
Газета Факты, события Печатная версия

28.11.2019 00:01:00

Православный авангард и нежный импрессионизм

Вечер памяти Виктории Андреевой

Тэги: поэзия, авангард, православие, андеграунд, эмиграция


поэзия, авангард, православие, андеграунд, эмиграция Валерия Исмиева рассказывает о Виктории Андреевой. Фото Николая Милешкина

В Культурном центре академика Д.С. Лихачева в рамках литературного клуба «Стихотворный бегемот» прошел вечер памяти поэтессы Виктории Андреевой (1942–2002). Она сформировалась как поэт в московской подпольной культуре 1960–1970-х годов. В 1974-м с семьей эмигрировала в США. С 1994 года и вплоть до кончины в 2002 году жила в Москве. Помимо создания стихов и прозы проявляла себя как литературовед, написав множество статей о классической и современной русской и европейской литературе, а также статьи философской тематики.

На вечере выступили несколько человек, давших характеристику поэтессе и читавших ее стихи. Вначале Николай Милешкин, ведущий вечер, представил Викторию как значительную и недооцененную фигуру в русской поэзии, со стихами которой ему посчастливилось познакомиться лишь в недавнее время.

Антон Ровнер, сын поэтессы, рассказал о ее жизни: учебе на филологическом отделении Московского университета, причастности к определенному направлению московской поэзии, о жизни в эмиграции и, по возвращении, в Москве, об эволюции ее поэзии на протяжении жизни и об издательской деятельности. Он охарактеризовал ее поэтический стиль как оригинальный симбиоз традиции и модернизма, лиризма, классицизма и философской рефлексии.

Поэт и культуролог Валерия Исмиева дала теплую характеристику личным качествам, стихам и литературоведческим статьям Андреевой, обозначив ее как представительную фигуру в современной поэзии, чьи стихи наполнены емким духовным содержанием и чьи статьи, посвященные литературе и философии, дают весьма обширный взгляд на темы, которых касался автор. Она указала, что стихи Андреевой наделены музыкальными качествами и «нежным импрессионизмом», а также высоким духовным содержанием, представляя собой как бы отрывки и отдельные мазки, которые создают объем поэтического видения.

Екатерина Али, которую Милешкин попросил высказаться как поэта условно молодого поколения, начала свое выступление с упоминания о своем собственном серьезном погружении в область христианского богословия. Исходя из этого, она рассмотрела в поэзии Андреевой органичный симбиоз абстрактно трансцендентного и православного начал. Апеллируя к живописи, она провела аналогию – как соединение принципов абстрактной живописи и традиционной иконописи. Она определила два блока в стихах поэтессы, в каждом из которых ощущается преобладание одного из этих двух компонентов и охарактеризовала художественный результат этого симбиоза как «православный авангард». Екатерина прочитала ряд стихотворений, в которых в той или иной мере ощущается сочетание вышеуказанных компонентов и наблюдается либо абстрактный, трансцендентный, либо персонализированный, христианский элемент. Она также подчеркнула высокий эстетизм и вдохновленность поэзии Андреевой и представила свой взгляд на стихи поэтессы, которые способны передать религиозное чувство таким понятным языком, что его может воспринять человек, относящийся к любой религиозной традиции.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Какое дело поэту до добродетели

Какое дело поэту до добродетели

Владимир Соловьев

К 125-летию Владимира Набокова

0
2528
Нет ни тела, ни тени

Нет ни тела, ни тени

Два посвящения автору «Машеньки» и «Защиты Лужина»

0
927
Сегодня стихи живут как приложение к чему-то

Сегодня стихи живут как приложение к чему-то

Борис Колымагин

Тема пустоты в совершенно разных ее проявлениях стала одной из главных в современной литературе

0
1216
В пророки я не рвусь

В пророки я не рвусь

Людмила Саницкая

К 90-летию поэта и пародиста Зиновия Вальшонка

0
871

Другие новости