0
862
Газета Факты, события Печатная версия

23.03.2022 20:30:00

Стальное слово «Петербург»

Пять стихотворцев Серебряного века о Северной столице

Тэги: поэзия, театр, петербург, омск, игорь северянин, осип мандельштам, саша черный, николай гумилв


поэзия, театр, петербург, омск, игорь северянин, осип мандельштам, саша черный, николай гумилёв Сцена из поэзоконцерта. Фото автора

В Театре им. Евгения Вахтангова состоялся поэтический вечер «Блистательный Санкт-Петербург», который поставил режиссер Георгий Цхвирава. Мероприятие прошло в рамках больших гастролей Омского государственного академического театра драмы в Москве. Как отметил директор Театра Вахтангова Кирилл Крок, «Омск – особая карта для нашего театра. Если бы в годы Великой Отечественной войны театр туда не эвакуировали, он бы не сохранился, не были бы выпущены потрясающие спектакли». Георгий Цхвирава акцентировал внимание на том, что вечер посвящен актеру и режиссеру Юрию Томошевскому, который возродил петербуржскую традицию камерного театра – музыкально-поэтические вечера. «Это пять имен: Николай Агнивцев, Игорь Северянин, Осип Мандельштам, Саша Черный и Николай Гумилев. Мы взяли принцип Томошевского – читка стихов с живым оркестром. Получился такой поэзоконцерт», – сказал Цхвирава. В спектакле участвовали актеры Олег Теплоухов, Егор Уланов и Леонид Калмыков, а также музыканты Виктория Сухинина (фортепьяно), Светлана Широкова (скрипка), Сергей Хорсель (флейта), Сергей Суворов (контрабас) и Александр Вальтер (джембе и калимба).

…Актеры и музыканты занимают свои места на камерной Симоновской сцене. Под легкое кружево музыкальных нот звучат строки Николая Агнивцева: «Ужель в скитаниях по миpy/ Вас не пронзит ни разу, вдруг,/ Молниеносною рапирой/ Стальное слово «Петербург»?/ Ужели Пушкин, Достоевский,/ Дворцов застывший плац-парад,/ Нева, Мильонная и Невский/ Вам ничего не говорят?»

Название вечера было позаимствовано еще Томошевским именно у Николая Агнивцева, который в эмиграции с грустью воспевал дореволюционный мир и в Берлине в 1923 году даже выпустил сборник с названием «Блистательный Санкт-Петербург». Это книга элегических стихов о дореволюционном аристократическом и артистическом городе, столице империи.

И вот зритель словно прибывает в Петербург начала ХХ века, где манерно-краснеющие институтки прогуливаются по Невскому под руку со щеголеватыми офицерами, томные аристократки в открытых кабриолетах пленяют воображение романтичных поэтов, где «ландо, коляски, лимузины,/ Гербы, бумажники, безделки,/ Брильянты, жемчуга, рубины –/ К закату солнца –/ все на Стрелке!/ Струит фонтанно в каждой даме/ Аккорд герленовских флаконов,/ И веет тонкими духами/ От зеленеющих газонов!»

Поэты Серебряного века как будто незримо присутствовали на сцене. После поэтического блока Агнивцева эстафету подхватил Игорь Северянин с «Маленькой элегией», потом Осип Мандельштам добавил «немного красного вина,/ Немного солнечного мая» из стихотворения «Невыразимая печаль» и «Бессонницы», после чего Николай Гумилев вмешался с противопоставлением «Я и Вы» и поведал о «Заблудившемся трамвае», а Саша Черный рассказал о том, что такое «Провинция», «Городская сказка» и «Недоразумение». С каждым новым текстом у слушателей образ Петербурга обрастал новыми неуловимыми чертами, важными штрихами и пропорциями, превращался в настоящего героя.

По словам Олега Теплоухова, актеры тексты отбирали сами, а Георгий Цхвирава помог выстроить программу: «Мы много читали, сочиняли внутреннюю историю… Слава богу, что мы открыли для себя Агнивцева. И вечер возник из бесед, чтений, хулиганств. Сегодня многие стихи звучат особо актуально». Оригинальную музыку к действию написала Виктория Сухинина: «Руководитель говорил: «Поиграйте что-нибудь». Так возникли мелодии, которые гармонично легли на стихи, «сцементировали» созданную историю, стали, по сути, ее идеальной аранжировкой.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Они стремились быть обласканными властью

Они стремились быть обласканными властью

Евгений Лесин

Есенин и Маяковский в Москве и в литературе находятся рядом друг с другом

0
2423
Внутри «Гипертекста»

Внутри «Гипертекста»

Ника Амираджиби

Стартовала литературная премия имени Александра Чаковского

0
437
Раевские – это элита

Раевские – это элита

Сергей Шулаков

В ЦДЛ состоялось вручение наград премии Лескова

0
253
Один человек. Человек один

Один человек. Человек один

Ирина Шарова-Федорова

Профессионалы и непрофессионалы представили пьесы Нади Делаланд

0
456

Другие новости