0
1535
Газета Факты, события Печатная версия

28.09.2022 20:30:00

Оживляющий ангелов

Выставка художника Петра Григорьева в Троице-Сергиевой лавре

Тэги: живопись, иллюстрация, ангелы, храм христа спасителя, троицесергиева лавра, книга, святые, иоанн кронштадтский, христос, андерсен


живопись, иллюстрация, ангелы, храм христа спасителя, троице-сергиева лавра, книга, святые, иоанн кронштадтский, христос, андерсен Энергия полотен Петра Григорьева меняет духовное состояние зрителя. Фото Кузьмы Григорьева

Могут ли ангелы стать ожившими в современной живописи? На этот вопрос отвечает ретроспективная выставка московского художника Петра Григорьева «Небесный полет», которая проходит в Культурном центре при подворье Троице-Сергиевой лавры в поселке Зеленоградский Пушкинского района Сергиево-Посадской области. Петр родился в Бонне в 1962-м, в семье журналиста-международника (в ХХI веке его отец Евгений Григорьев более 10 лет работал в «НГ» и был, насколько мне известно, равнодушен к религии). А юбилейная выставка его младшего сына, в 1999-м участвовавшего в росписи храма Христа Спасителя, открылась в воскресной школе при храме во имя преподобного Сергия Радонежского в подмосковном поселке Зеленоградский. Главная тема художника – завораживающие зрителя ангелы. «Ангел светлого света» с зерцалом и крестом в руках. «Ангел сидящий» – на условном камне с зерцалом в руке. В лицах некоторых из них чуть заметны черты жены Петра, художника Екатерины Кудрявцевой. «Сергий Радонежский «собеседниче ангелов» (в названии – цитата из тропаря преподобному). В большом полотне «Шестикрылый серафим» в голубой дымке парит монохромный грозный шестикрылый ангел.

Жаль, в экспозицию не вошли картины 2020 года, где художник обращается к теме Апокалипсиса: «Трубящий ангел декабря» и «Между небом и землей». Но мы видим написанное в тот же год и проникнутое острым драматизмом полотно, названное цитатой из Евангелия «И плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове…». Да, всемирная драма пандемии и перенесенная болезнь внесли новые ноты в живопись художника.

В совсем другом духе решены парижские полотна Григорьева «Воспоминания о вечере в Париже», «Париж. Вечерний сон». Неоимпрессионистический результат двухмесячной работы в международных свободных мастерских в столице Франции. Из хоровода мягких цветных пятен рождается образ великого города, праздничное, счастливое настроение, царившее в душе автора. Искусствовед Мария Чегодаева в книге о творчестве Петра Григорьева и Екатерины Кудрявцевой писала: «Большие, написанные акриловыми красками композиции Григорьева трудно назвать пейзажами – композиции «Потоки света в Живерни», «Вечерние огни Понт Неф», «Сны на Сене», «Вечерний свет мостов», «Пруд в Живерни», «Ты не спишь, Париж?», казалось бы, тоже привязанные к конкретным местам, несут не облик города, а почти неосязаемое впечатление от него… Условно-абстрактные, почти беспредметные, холсты пронизаны неповторимым обаянием Парижа, духом искусства, осеняющим каждую его улицу, каждый мост, бульвар, квартал, самые названия: Мон Мартр, Монпарнас…»

Поднявшись по лестнице – а выставка в оригинальном здании, с деталями неорусского стиля размещена на двух этажах, погружаешься в книжную графику художника – иллюстрации к книгам о христианских святых: блаженной Ксении Петербургской, святителях Василии Великом, Григории Богослове, Довмонте, князе Псковском, Иоанне Кронштадтском, Матроне Московской, выполненные акварелью для издательства «Росмэн», выпускавшего серии для семейного чтения «Спаси и сохрани», «Твое святое имя», «Душа России». В них создается энергетическое пространство, где неизбежна победа добрых сил. Оживляя открываемый для ребенка и далекого от церкви родителя мир христианских подвижников, Григорьев делает графические работы радостными. В иллюстрациях ощутимы особая тяга художника к пейзажу, его увлеченность стихиями воды и неба. Восхищает ритмически выверенное совершенство композиции, где рифмуются облака, деревья, волны, а плывущие рыбы воспринимаются как древний христианский символ.

В витрине под стеклом – книги, иллюстрированные Григорьевым. Их более 20, в том числе вышедший год назад сборник для семейного чтения притч, сказок, рассказов о святых «Искра Божия. Уроки настоящей любви» (из серии «Добрая книга России»). Повторяющийся мотив в изобразительном решении иллюстраций – дуэт: любящие супруги, жених и невеста, объединенные чаепитием с задушевной беседой, храмом, на фоне которого изображены. Художник обращает внимание: в сказке Андерсена «Снежная королева» восстановлен пронизанный христианской идеей финал: «Кай и Герда взглянули друг на друга и тут только поняли смысл слов: «Уж розы в долинах цветут,// Младенец Христос с нами тут!» Мы видим сидящего на желтом камне Спасителя, простирающего в благословляющем жесте руку к Каю и Герде. Акварели словно вселяют надежду: почувствовать гармоническое начало сможет каждый, кому по силам задуматься о духовных ценностях христианства и совершенстве мира Природы.

Работы Петра Григорьева могут показаться фрагментами, чудом сохранившимися фресками из огромного полуразрушенного храма. Это здание традиционной российской культуры, пока не восстановленное после ударов, нанесенных временем государственного атеизма. Несуетная созерцательность и душевная чистота, подлинная воцерковленность и одаренность ощутимы в любом из представленных в экспозиции полотен или графических листов. Окончивший Московский полиграфический институт у Андрея Васнецова и Дмитрия Бисти, Петр Григорьев сумел найти свой стиль в искусстве, ставший узнаваемым. Духовная энергия, живущая в его полотнах, столь значительна, что способна изменить духовное состояние зрителя. Продлится выставка до 30 октября.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Ничего личного, только стихи

Ничего личного, только стихи

Юлия Кагарлицкая

Вино из Кишинева, скромный Мариничев и аукцион «Сотбис»

0
290
Православный зритель – широкий зритель

Православный зритель – широкий зритель

Ольга Рычкова

Русский духовный театр «Глас» глазами его основателей Татьяны Белевич и Никиты Астахова

0
990
В ослиной шкуре

В ослиной шкуре

Вера Бройде

Ребенок становится Зорро

0
1100
Люди «перекрестка»

Люди «перекрестка»

Татьяна Алексеева

Без опоры на традицию нет большого искусства, а без новаторства нет развития

1
2417

Другие новости