0
2620
Газета Факты, события Печатная версия

29.03.2023 20:30:00

Так хороши весною миражи

В Центральном Доме Литераторов вспоминали Наталью Аришину

Тэги: поэзия, память, ахматова, ходасевич, анненский, александр блок, бунин, музыка


поэзия, память, ахматова, ходасевич, анненский, александр блок, бунин, музыка Юрий Ряшенцев отметил таинственность лирики Натальи Аришиной. Фото Валерия Сергутина

В день 80-летия поэтессы Натальи Аришиной, ушедшей из жизни в декабре прошлого года, ее коллеги и друзья собрались в ЦДЛ на вечер ее памяти и презентацию ее посмертного однотомника «Немилосердные лета». Открывает книгу стихотворение «Обманутой в такие времена…», процитированное в начале вечера актрисой Еленой Евтушенко. При кажущейся мрачности оно сразу привнесло в атмосферу вечера, названного «Тихо тебя окликну», ощущение легкости и красоты бытия: «Так хороши весною миражи,/ И звезды укрупняются во мраке,/ И, Господи, особо закажи:/ На всю округу – маки, маки, маки».

Поэт Борис Романов дал краткий очерк творчества Аришиной, посоветовав читателям новой книги обратить внимание на ранее не опубликованное автобиографическое произведение «Восьмислойные облака» и воспоминания о детстве, написанные «живописно, плотно». Из лирики Романов отметил стихотворение «Череды оранжевая соль…», в котором изменчивая погода помогает передать неоднозначность мира: «Льды разбиты вдребезги, и плач/ Злой капели громок и надсаден./ На березе притулился грач,/ Может, ворон – черен и надсаден». Поэт Юрий Ряшенцев посетовал, что Аришина при жизни была незаслуженно малоизвестна, по его мнению: «Всегда публика открывала критике поэта. Так было в свое время с Вознесенским, Высоцким, Окуджавой». Он прочитал стихи «Под дождем», которые, по его словам, своей таинственностью родственны Ахматовой и Ходасевичу: «И снимает девчонка белье и прищепки роняет,/ И старуха в окне раздраженно на это пеняет./ Пес бежит через двор. Под дождем неуютно и зябко./ У меня на плечах промокает случайная тряпка». Ряшенцева тронуло отношение мужа Аришиной Ильи Фаликова к супруге, про которую тот написал в предисловии к «Немилосердным летам»: «Когда ее небеспочвенно называли красавицей, она уводила разговор в область юмора».

Главный редактор издательства «Время» Алла Гладкова выразила благодарность Фаликову за то, что он обратился именно к ним с идеей однотомника и что ей удалось познакомиться с творчеством Аришиной, нашедшим созвучие в ее душе. Несколько раз за вечер звучал голос самой поэтессы – ведущая Галина Нерпина предлагала послушать записи выступлений разных лет. Поэт Алексей Алехин напомнил, что возглавлявшийся им журнал поэзии «Арион» почти каждый год давал подборки Аришиной, и процитировал стихотворение «Счет», отметив, что Наталья Сергеевна – «одна из тех не слишком многочисленных поэтов, которые своим вдохновенным трудом поддерживают жизнь нашей поэзией, поддерживают ее разогретой, то есть обеспечивают ее существование и движение». Поэт, прозаик Галина Климова, завотделом поэзии журнала «Дружба народов», вспомнила, что когда ей представили Аришину, то охарактеризовали ее как «элегантную». Такой она была внешне и внутренне, засвидетельствовала Климова, пожалев, что не знала об Аришиной в пору составления антологии «Московская муза», но порадовавшись, что по итогам 2021 года ей присуждена премия «Дружбы народов» в номинации «ПРОЗА.doc» за повесть «Воспоминанья зарифмую».

Поэт Григорий Кружков расширил в своем выступлении список заочных учителей Аришиной, упомянув Анненского, Блока, Бунина. Поэт Сергей Нещеретов, ведущий литклуба «Некрасовские пятницы», напомнил о персональной аришинской «Пятнице», состоявшейся почти ровно пять лет назад, показав рукописный клубный альбом с записанным поэтессой стихотворением «Напоследок морская отмерена миля…». Поучаствовала она и в красочной серии «рукописных и рукодельных» сборников современных поэтов, начатой по инициативе Нещеретова в 2020 году.

Поэт, переводчик Юлия Покровская призналась, что обязана Аришиной созданием стихотворения с эпиграфом «Далеко, далеко, на озере Чад», появившегося в результате совместного похода в зоопарк. Поэт, прозаик Ольга Постникова подытожила отчасти музыкальный (песни на стихи Аришиной и Фаликова исполнил бард Андрей Крамаренко) вечер так: «Очень важно, что Наташа состоялась. Масса народу имели таланты, но не смогли их показать, не смогли оставить по себе вот такую память, такое наследство».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Писать надо – лучше или больше?

Писать надо – лучше или больше?

Ирина Кулагина

Андрей Щербак-Жуков

Литмастерская Сергея Лукьяненко влила «свежую кровь» в «Роскон»

0
897
Волосы как у Леннона

Волосы как у Леннона

Вячеслав Харченко

Наше главное предназначение – носить искусство на руках

0
569
Горит и кружится планета

Горит и кружится планета

Александр Балтин

Военная поэзия и проза от Виктора Некрасова и Юрия Нагибина до Евгения Носова и Василя Быкова

0
283
Солнце, май, Арбат, любовь

Солнце, май, Арбат, любовь

Андрей Юрков

Кредо и жизненный путь Булата Окуджавы

0
255

Другие новости