0
231
Газета Факты, события Печатная версия

28.05.2025 17:26:00

У нас

Тэги: пушкинский музей, детство, поэзия, эмиграция, великая отечественная война


пушкинский музей, детство, поэзия, эмиграция, великая отечественная война Воссозданные интерьеры дополняют живописные и графические. Иллюстрация предоставлена Государственным музеем А.С. Пушкина

КОГДА БЫЛ ПУШКИН МАЛЕНЬКИМ

В Государственном музее А.С. Пушкина (Пречистенка, 12/2, Выставочные залы I этажа) проходит выставка «Детства милые виденья… Детский интерьер из собрания Государственного музея А.С. Пушкина и частных коллекций», посвященная внешнему виду детских комнат в дворянском доме – месту, где ребенок XIX века проводил значительную часть своей жизни.Идея выделить детскую комнату в планировке жилого дома получила широкое развитие лишь в XVIII веке. Предполагалось, что это будет общая спальная зона для всех детей семьи с несколькими кроватями. Но уже в XIX столетии в ней появились и другие предметы мебели – столы, стулья, бюро, комоды, стеллажи из искусно обработанного дерева, предназначенные для вещей юных обитателей и их книг. Как правило, «детская» в доме обустраивалась одна, но при необходимости их могло быть две (для малышей и тех, кто постарше). Отдельную комнату ребенок получал только в возрасте 15–16 лет.В этот период обязательным спутником детства становится книга. Сначала ребенку читали вслух, затем у него в комнате появлялась самостоятельная библиотека. Книги, альманахи и журналы, а также редкие экземпляры разрезных азбук, пособий по рисованию, музыкальной грамоте и чистописанию, которые можно увидеть на выставке, дают представление о круге чтения подрастающего поколения того времени.

Многие писатели XIX–ХХ веков оставили воспоминания о своем детстве в автобиографических романах, другие упоминали его лишь мимоходом. Тема детства как особого отрезка жизни раскрывается в стихах и прозе Александра Пушкина, Льва Толстого, Сергея Аксакова, Владимира Одоевского, Николая Лескова, Дмитрия Григоровича и др. Отрывки из их произведений сопровождают мебельные уголки. Воссозданные фрагменты интерьеров дополняют живописные, графические и скульптурные изображения детей в их комнатах и на фоне пейзажей; с родителями, братьями и сестрами; за любимыми занятиями – чтением или играми. На выставке демонстрируются мебель для детских комнат, игрушки, настольные игры, без которых невозможно представить себе уютную атмосферу «детской», предметы декоративно-прикладного искусства, редкие книжные издания XIX века.

Выставка работает до 27 июля.

«НГ-EL»

11-1273-4-1-t.jpg
Адвокат Глеб Глинка-младший и
режиссер Алексей Бурыкин говорят о литературе
русского зарубежья. Фото Юлии Горячевой
ПОГАСНЕТ ЖИЗНЬ, НО Я ОСТАНУСЬ

Вечер «Все не так, как у других» прошел в Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына. Мероприятие проходило в формате беседы Глеба Глинки, сына поэта Глеба Александровича Глинки (1903–1989), с кинорежиссером Алексеем Бурыкиным, снявшим в 2008 году фильм о поэте и показанный по телеканалу «Культура».

Глеб Глинка-старший до войны входил в литературную группу «Перевал», преподавал в Литературном институте. На войну ушел с литературным ополчением, попавшим в «котел». Глинка выжил в немецком лагере, с 1956 года жил в США. Глеб Глебович Глинка подчеркнул, что своей русскостью он обязан отцу и что последние 20 лет он живет в России, получил российское гражданство.

В фильме Бурыкина зритель увидел жизнь Глинки глазами художника Сергея Голлербаха, рассказавшего о поколении ди-пи (displaced persons), к которому принадлежали и он, и Глинка; Марины Адамович, главного редактора «Нового журнала» (Нью-Йорк); и Глинки-младшего.

Особым моментом можно назвать интервью Евгения Витковского, поэта, литературоведа и переводчика, сделавшего многое для вызволения из небытия писателей русского зарубежья. Витковский видел Глеба Глинку в пятерке лучших поэтов российской эмиграции. Аудитория сама могла определить – прав ли литературовед: Глеб Глебович Глинка и Алексей Бурыкин читали свои любимые стихи Глинки-старшего. Кроме прочего, «Погаснет жизнь, но я останусь…».

Кульминацией вечера стал показ и обсуждение песочного мультфильма крымской художницы Евгении Симоновой.

Юлия Горячева


Читайте также


Человек, который знал все звезды

Человек, который знал все звезды

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

760 лет со дня рождения Данте Алигьери

0
1067
Дураки и мерзавцы скандалят качественно

Дураки и мерзавцы скандалят качественно

Ольга Камарго

Зарисовки о постоянном поиске своих и чужих душ

0
210
Дорог всякий человеческий материал

Дорог всякий человеческий материал

Виктор Леонидов

Партизаны на Балканах, инокиня в Лондоне и Владимир Набоков в Берлине

0
254
Все закрутилось после слова «верлибр»

Все закрутилось после слова «верлибр»

Елена Кукина

Любовный диалог, загадочный Рыбаков и рыцари рабочего стола

0
281

Другие новости