0
81
Газета Факты, события Печатная версия

14.01.2026 20:30:00

Не мания понимания

Сергей Нещеретов заглянул в Зазеркалье и превратил лирику в «Лиригию»

Тэги: поэзия, каламбур, кэролл, зазеркалье


1-10-2480.jpg
Сергей Нещеретов читал стихи
для кэрролловской Алисы.  Фото автора
В Государственном музее истории российской литературы имени В.И. Даля (ГМИРЛИ) в Трубниковском переулке проходит выставка «Алиса, проснись!», посвященная творчеству Льюиса Кэрролла. Здесь же прошла презентация книги «Лиригия» поэта Сергея Нещеретова (интервью с ним см. в следующем выпуске «НГ-EL»). Пришедшие на нее оказались в мире Зазеркалья, а огромный глаз Алисы следил за собравшимися через приоткрытую на сцене дверцу шкафа.

Мир Кэрролла отлично гармонировал с миром Нещеретова. «У каждого слова есть Зазеркалье. Отражаясь в зеркале нашего сознания, слово может свой облик менять и поворачиваться какими-то новыми гранями смысла. Лично я почти каждый день стараюсь в это Зазеркалье каким-то образом попасть и заглянуть», – так начал выступление поэт.

Как и у Кэрролла, в стихах Нещеретова активно используются каламбуры, игра, основанная на омофонах и многозначности слов. Подобно Кэрроллу, поэт изобретает новые слова. Летающая бабочка-бутерброд (Bread-and-butterfly) перекликается с нещеретовским «нащекомым» – насекомым, ползущим по щеке. По воле автора появилось слово «забылок» (затылок забывчивого человека), да и само название сборника «Лиригия» – неологизм, обозначающий, что литература стала религией для поэта.

Книга вышла благодаря полученной автором премии Константина Кедрова, который сам был большим любителем играть словами. Нещеретов входил в организованное Кедровым Добровольное общество охраны стрекоз (ДООС), имеющее девизом несколько иначе истолкованную строку из басни Крылова: «Ты всё пела – ЭТО дело!» «Напетые» на творческих квартирниках ДООС стихи вошли в книгу разделом «ДООСфера».

В начале литературного пути поэта была и группа мелоимажинистов с новым музыкальным переосмыслением поэзии Серебряного века. В сборник вошел мелоимажинистский «Гимн» c явно навеянными имажинистами строками: «Вольномученики, погорельцы / из деревни бревенчатых снов, / мы – оставшиеся умельцы / пить до дна за основу основ».

С надрывом звучат строки из раздела «Защита»: «... что из гуся мы рвем перо, / чтоб себе приговор писать, / что распят на крестах Пьеро, – / я родимому чреву – тать...» Впрочем, разделение глав на «Защиту» и «Нападение» условное. Кэрролловская путаница. Да и сам поэт против циклов, каждое стихотворение – законченная мысль, не допускающая повторения: «Стихи – соседи меж собою; / кто чай, кто водку – всяк свое. / Не вынуждай их на тупое, / сиречь совместное житье». Не всё в стихах понятно, но это и не важно. Ведь «стихотворение – / не мания понимания, / но просто трение / сознания о сознание».

«Я не сумасшедший, просто моя реальность отличается от твоей», – говорил Чеширский Кот. Стихи – лучший способ прикоснуться к реальности поэта. Выставка «Алиса, проснись!» будет работать в ГМИРЛИ до 29 марта.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


4. Исполнилось 110 лет со дня рождения поэта, прозаика и военкора Константина Симонова

4. Исполнилось 110 лет со дня рождения поэта, прозаика и военкора Константина Симонова

Его помнят и как писателя-фронтовика, и как хранителя культурного наследия

0
5902
В роли елки – дикобраз

В роли елки – дикобраз

Сергей Белорусец

Новогодние стихи, акростихи и пожелания

0
4168
Чтобы ходики тикали, чтобы лампа горела

Чтобы ходики тикали, чтобы лампа горела

Альбом-эссе, альбом-размышление, альбом-воспоминание, посвященный журналу «Юность»

0
1550
Человек без кожи

Человек без кожи

Органичный билингвизм и путешествие по карте любви

0
792