![]() |
Иван Пырков. Поплавок из осокаря.
– М.: АСТ: Астрель СПб, 2025. – 480 с. (Люди, которые всегда со мной). ISBN 978-5-17-168799-1
Еще до выхода книги автор этого романа в рассказах об исчезающей волжской цивилизации стал обладателем Гран-при премии редакции «Астрель-СПб» «Рукопись года». Герои Пыркова – лодочники, рыбаки, шкиперы и другие обитатели «волжской Атлантиды». Рассказы объединены в три раздела – «Поплавок из осокаря», «Изумор», «Беклемишевский остров». «Вдруг Батька встает и произносит решительно: – Напиши когда-нибудь такую книгу – о рыбалке, о воде... И о людях... И ничего не выдумывай, говори о том, что помнишь, что видел. А назови книгу... – Он подумал, словно бы видя перед собой что-то далекое и родное. – Назови ее просто – «Поплавок из осокаря».
![]() |
Светлана Горожанина. Матрешка. Феномен русской культуры
/ [приложение Мария Дмитриева].– М.: Бослен, 2025. – 208 с. (Традиции мастерства). ISBN 978-5-91187-504-6
История игрушки, ставшей одним из символов России: как первые матрешки увидели свет; как развивались матрешечьи промыслы в Московской, Нижегородской, Кировской областях; как в современном искусстве появилось новое направление – авторская матрешка. В издании много иллюстраций из музейных собраний и частных коллекций. Автор книги Светлана Горожанина – кандидат искусствоведения, заведующая отделом «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII–XXI вв.» Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника. В приложении приводится мастер-класс члена художников России, заведующей методическим сектором Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника Марии Дмитриевой с пошаговой техникой росписи матрешки.
|
Евгений Смирнов. Игрушечные истории.
– М.: Новое литературное обозрение, 2025. – 256 с. (Очерки визуальности). ISBN 978-5-4448-2729
Коллекционер, историк советской (1920–1950) и западноевропейской игрушки (XIX – первой половины XX в.), переводчик, преподаватель Евгений Смирнов предлагает взглянуть на советские игрушки 1930–1950-х не как на детскую забаву, а как на памятник своей эпохи. «Мне было интересно соединить, казалось бы, несопоставимое, поместив игрушку как полноценный исторический объект в разные углубленные контексты, рассматривая ее с социальной, культурной и художественно-эстетической точек зрения, сделав полноправным героем своего времени, которому наконец-то «дали слово». При этом важно понимать: мной не ставилась задача рассказать историю или масштабно показать эволюцию советской игрушки. Книга лишь отчасти затрагивает и прослеживает некоторые ее аспекты и этапы».
![]() |
Джон Уилер-Беннет. Король Георг VI. Жизнь и царствование наследника Виндзорской династии, главы Британской империи в годы Второй мировой войны
/ Пер. с англ. Е. Гонсалес-Мендес и О. Лапиковой.– М.: Центрполиграф, 2025. – 688 с. ISBN 978-5-9524-6339-4
Британский историк Джон Уилер-Беннет на основе королевских архивов проследил жизненный путь Георга VI (1895–1952) – короля Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и доминионов Британского содружества, последнего императора Индии, последнего короля Ирландии, главы Содружества наций. Ему пришлось занять трон в связи с отречением от престола старшего брата Эдуарда. «На момент рождения короля в континентальной Европе насчитывалось двадцать правящих монархов. К моменту его смерти их осталось всего семь. Будучи правящим монархом, он вершил судьбы своей страны в эпоху куда более радикальных перемен при правительстве лейбористов и во время Второй мировой войны. Король Георг VI наблюдал, как времена менялись от спокойного самодовольства, гарантированной безопасности и стабильного общества в конце Викторианской эры к стрессу и напряженности, неопределенности международной обстановки и изменчивой скоротечности наших дней. Только с учетом этого меняющегося фона следует читать историю его жизни и понимать ее».
![]() |
Майкл Вуд. Поднебесная: 4000 лет китайской цивилизации
/ Пер. с англ. Максима Коробова.– М.: Альпина нон-фикшн, 2025. – 624 с. ISBN 978-5-00139-893-6
«Корни», «Великая война Шан», «Пять династий» – в этих и других главах британский историк и писатель Майкл Вуд приглашает погрузиться в историю Китая с древности до нашего времени. «...я в манере кинорежиссера старался следовать основной линии повествования, делая время от времени отступления для съемок крупным планом, то есть выделяя отдельные места, эпизоды и биографии, предоставляя слово большим и малым. Описывая жизнь обычных людей в самом начале своего рассказа, я с благодарностью пользовался новыми находками, подобными личным письмам солдат империи Цинь – той самой Терракотовой армии, какой она была в реальности, – или письмам из дальних гарнизонов империи Хань, охранявших одинокие сторожевые башни на диких просторах вдоль Шелкового пути».






