0
2280
Газета Идеи и люди Интернет-версия

11.06.2008 00:00:00

Десять лет без правовой базы

Владимир Семенов

Об авторе: Владимир Семенов - политолог, в 2005-2008 годах внештатный советник министра культуры и массовых коммуникаций РФ.

Тэги: культура, право, закон


Решение президента Дмитрия Медведева о расформировании двух враждебных структур – Министерства культуры и массовых коммуникаций и Федерального агентства по культуре и кинематографии – не просто разрубило клубок противоречий, положило конец дележу полномочий между двумя ведомствами и проявлению взаимной личной неприязни двух руководителей упраздненных ведомств, как это было в известном бессмысленном судебном процессе. По сути, решение главы государства стало справедливой оценкой десяти лет той бездеятельности, которая постигла нашу многострадальную культуру. Был подведен итог управления культурой за десять лет работы команды, которая отвечала за ее сохранение и развитие.

Конечно, бездеятельность эта была относительной: проводились новые фестивали и конкурсы, реставрировались некоторые музеи и театры, снимались фильмы, в общем – жизнь кипела, бюджетные деньги активно выделялись. Но не происходило одно: почему-то упорно не закладывалась единая нормативная база, которая должна обеспечивать сохранение культурного наследия в нашей стране. Именно эта задача была сформулирована в постановлении правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года «О Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия», а до 2004 года – в положении о департаменте по сохранению культурных ценностей Министерства культуры Российской Федерации, которое было утверждено приказом № 24 министра культуры РФ от 16 января 1998 года.

Среди всех задач, поставленных перед структурными подразделениями Минкультуры России, можно выделить десять наиболее важных и проанализировать, что было сделано компетентными чиновниками для их решения.

Первая задача. Контроль и надзор за вывозом из Российской Федерации и ввозом на ее территорию культурных ценностей.

И что же? Не разработаны предусмотренные постановлениями правительства Российской Федерации от 2001 и 2004 годов нормативные акты специальной регистрации электронных реестров (баз данных) культурных ценностей. Этими актами регистрируются культурные ценности, ввозимые и временно ввозимые на территорию Российской Федерации либо задержанные или конфискованные таможенными и другими правоохранительными органами.

В связи с отменой указа президента РФ № 1108 от 1994 года возникла необходимость внести в Закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» дополнения, определяющие понятие антиквариата. Однако проект этих дополнений разработан не был. В результате в настоящее время само понятие «антиквариат» в российском законодательстве отсутствует!

Отсутствует также проект нормативного акта «Об экспертизе движимых культурных ценностей».

Вторая задача. Контроль и надзор за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

И опять: не выполнено поручение правительства Российской Федерации разработать до 31 декабря 2007 года положение об установлении порядка проведения государственной историко-культурной экспертизы и положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Третья задача. Контроль и надзор за состоянием музейного фонда России.

Не разработан проект нормативного акта о реестре, фиксирующем факты пропажи, утраты, хищения культурных ценностей, предусмотренный постановлениями правительства Российской Федерации № 322 от 2001 года и № 301 от 2004 года.

Четвертая задача. Контроль и надзор за деятельностью негосударственных музеев.

И снова – не установлены нормативным актом права законных собственников на движимые культурные ценности.

Пятая задача. Контроль и надзор за хранением и использованием отнесенных к культурному наследию библиотечных фондов и кинофонда.

Не разработаны методики отнесения библиотечных фондов и кинофонда к культурному наследию народов Российской Федерации.

Шестая задача. Контроль и надзор за соблюдением законодательства об архивном деле.

Не разработан нормативный акт о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Седьмая задача. Контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области охраны и использования объектов культурного наследия федерального значения, включая контроль за состоянием таких объектов.

Опять же, нормативный акт не разработан.

Восьмая задача. Контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в отношении культурных ценностей, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации, сохранностью перемещенных культурных ценностей и их учетом.

Не разработан проект нормативного акта о создании межведомственной комиссии, занимающейся вопросами реституции.

Девятая задача. Контроль и надзор за разработкой градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов, обеспечивающих содержание и использование объектов культурного наследия федерального значения в соответствии с требованиями закона.

Не разработан механизм государственно-частного партнерства в области культурного наследия Российской Федерации (проекты нормативных актов отсутствуют).

И наконец, десятая задача. Контроль и надзор за соблюдением условий охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия федерального значения и заключении охранных обязательств с пользователями и собственниками объектов культурного наследия федерального значения, а также за соблюдением условий указанных охранных обязательств.

Несмотря на все разговоры о необходимости решения этой болезненной задачи – приватизации объектов культурного наследия, – нормативный акт об охранных обязательствах и ответственности не разработан, а подготовленный проект Методики экономической оценки объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) не рассматривается.

Таким образом, ответ на вопрос, что же было сделано за десять лет для выполнения этих важнейших десяти задач, очень прост – НИЧЕГО! А возложены эти задачи были на структурные подразделения Министерства культуры Российской Федерации (министр в 1998–2004 годах Михаил Швыдкой), Роскультуры (опять же Михаил Швыдкой – в 2004–2008 годах), Росохранкультуры (в 2004–2007 годах), Россвязьохранкультуры (в 2007–2008 годах) и на департамент массовых коммуникаций, культуры и образования правительства Российской Федерации.

Можно задаться вопросом, чем же занимались высокие чиновники от культуры все эти годы и почему у них так и не дошли руки до разработки жизненно важных законов. Неужели виной слабость юридической базы или же, как говорят недоброжелатели, просто нет желания упорядочивать законодательную базу в сфере охраны культурного наследия?

В любом случае печально то, что на сегодняшний день сфера культуры остается, по сути, единственной, существующей вне логичного правового поля и соответственно сверхпривлекательной для корыстного использования. Невнесение проектов федеральных законов и правовых актов президента и правительства создало условия для нерегламентированного распоряжения культурным наследием в Российской Федерации.

И перед вновь сформированным Министерством культуры Российской Федерации во главе с Александром Авдеевым стоит не просто серьезнейшая и амбициозная, но и жизненно важная для российской культуры задача – обеспечить законодательные механизмы контроля и надзора за национальным культурным наследием. В противном случае очень многое из этого наследия будет потеряно безвозвратно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
507
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
520
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
681
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
500

Другие новости