0
2485
Газета Идеи и люди Интернет-версия

30.01.2013 00:00:00

Белорусская повестка интеграции

Александр Караваев

Об авторе: Александр Валерьевич Караваев - зам. гендиректора Информационно-аналитического центра МГУ.

Тэги: белоруссия, финансы, экономика


белоруссия, финансы, экономика Александр Лукашенко – сторонник жесткой линии в СНГ.
Фото Reuters

Многим, кто помнит опыт и идеологию советского общего дома, нынешние скрепляющие административно-правовые институты в форме таких организаций, как СНГ, ЕврАзЭС и даже Таможенный союз, кажутся кулисами, прикрывающими отсутствие интеграционного проекта в головах у постсоветской элиты. Не хватает важного признака зрелой интеграции – совместных циклов производств высокотехнологичной продукции и единой кредитно-валютной политики. Минус к тому – активные корпоративные войны. Возникает множество политических трений на фоне борьбы за таможенные льготы и финансовые преференции. Но, с другой стороны, масса критических проблем наблюдается и в Евросоюзе. Поэтому если бы на постсоветских просторах, скажем, высадились наблюдатели с других планет, не знающие нашей совместной истории, они наверняка бы констатировали вполне интегрированный характер взаимодействия бывших советских республик. Ведь мы имеем нечто большее, чем трансграничную коммуникацию.

В СНГ реально действует безвизовое пространство, формирующее рынок труда. Пусть с изъянами, но работает режим свободной торговли. Русский язык сохраняется как главный инструмент транскультурного и социального общения. Существуют даже элементы общей внешней политики, например, в том, что касается критики качества постсоветской демократии со стороны ОБСЕ и ПАСЕ. Есть элементы единой системы безопасности: объединенная система ПВО СНГ, совместный выпуск оборонной продукции. Наконец, очевидно, что президенты СНГ привыкли поддерживать друг друга в том, что касается защиты от опасностей стихийных революций. У нас во многом схожие система власти и механизмы сдерживания оппозиции и политических конкурентов…

Председательство Белоруссии в СНГ в 2013 году пройдет под девизом «Интеграция во благо человека: укрепление добрососедства, развитие экологического сотрудничества, содействие повышению доступности экологических «зеленых» технологий, расширение диалога культур». Столь длинное название предполагает достаточно содержательную повестку. Предложения Минска сводятся к идее распространить наработки Постоянного комитета Союзного государства на более широкое поле постсоветского взаимодействия. Задачи развития постсоветского пространства, сформулированные в Стратегии экономического развития СНГ 2020, находятся в прямой зависимости от создания новых циклов производства и экспорта высокотехнологичных товаров. Белорусский бюджет также наполняется в основном за счет экспорта собственной промышленной продукции, поэтому Минск крайне заинтересован стимулировать условия для вывода своего производства на внутренний рынок СНГ. В частности, Азербайджан и Казахстан находятся в зоне белорусских интересов. С Астаной порядка 20 проектов в науке и в совместных производствах. В Туркменистане Минск строит горно-обогатительный комбинат и закрепил свою долю на рынке местных товаров. В Азербайджане Гянджинский автозавод наладил выпуск белорусских тракторов для турецкого рынка. В дальнейшем Минск и Баку планируют создать предприятия по выпуску светодиодной продукции, а также изучают возможности совместного использования нано- и биотехнологий.

Очевидно, что в наиболее концентрированном виде интеграционный потенциал присутствует на пространстве Союзного государства. Своеобразной визитной карточкой Союза стали научно-технические программы. В последнее время наметился явный акцент на высокотехнологичные проекты. Минск совместно с Москвой развивает выпуск техники для производства микроэлектронной продукции и создания специализированных суперкомпьютеров. К примеру, на программу создания подобного компьютера в геолого-геофизической сфере «Скиф-недра» выделены 750 млн. руб. Есть инициативы по созданию совместных технопарков для выпуска модульных электростанций в альтернативной энергетике и гибридного транспорта (проект гибридного электроавтобуса «Витовт»). Есть достаточно предпосылок попытаться распространить данный опыт на более широкий круг участников. С другой стороны, надо трезво оценивать объективные границы подобных проектов. На последней пресс-конференции Александр Лукашенко оценил опыт российско-белорусской интеграции так: «Если пройти очень длинную дорогу, то мы в Евразийском экономическом союзе даже к 2015 году не достигнем того уровня сотрудничества в экономике, который существует в Союзном государстве».

Фактически работа Минска в СНГ идет в русле российской модернизационной стратегии. При этом Минск обладает несомненными преимуществами. Имея собственные подходы к ряду лидеров СНГ, Лукашенко может действовать в своей стилистике без оглядки на Москву. С учетом специфики коллективного взаимодействия правящих элит Содружества, связанных страхами кремлевского монополизма в процессе интеграции, Минск имеет большую свободу маневра, достигая выгодного Москве результата.

О чем речь? Если вынести за скобки различные конъюнктурные трения текущей российско-белорусской повестки, то, как было показано, Москва и Минск в принципе имеют больше точек сопряжения друг с другом, нежели другие партнеры евразийского проекта. Однако многие инициативы, озвученные Минском, о которых идет речь в повестке председательства, могут получить ход только потому, что не исходят из Москвы. То есть не имеют негативного шлейфа «российского экспансионизма» – привычно воспринимаемой опасности утраты суверенитета новыми государствами. При этом, по сути, предложения Минска являются плодом двустороннего взаимодействия с Россией. Например, взаимодействие российско-белорусских таможенных служб послужило пилотным примером для создания Таможенного союза. Высокая степень интегрированности российско-белорусской миграционной политики, практически схожая модель пенсионного обеспечения и здравоохранения в дальнейшем позволит наработать опыт, который может быть использован в Евразийском союзе и, возможно, стать примером для участников СНГ.

Минск также может с большим эффектом позаботиться об имидже постсоветских структур внутри Содружества. Идеи, идущие из Минска по развитию общего информационного пространства, расширению межкультурного взаимодействия, расширению контактов на уровне научной и творческой интеллигенции, ветеранских и молодежных организаций, будут восприниматься в СНГ без предубеждений и оглядки на якобы постимперские запросы России…

Создать собственные производственные циклы, воплотить стандарты качества жизни, сопоставимые с наиболее продвинутыми модернизационными проектами, – это задачи не одного десятилетия. На длинной дистанции постсоветская интеграция еще себя не показала. Вопрос – хватит ли терпения и желания у постсоветских элит продолжать этот путь с более сложными социально-экономическими проектами со многими вводными и составляющими – остается открытым.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
699
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
867
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
692
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
819

Другие новости