0
4030
Газета Идеи и люди Интернет-версия

06.08.2014 00:01:00

Проклятый 14-й год

Илья Шаблинский

Об авторе: Илья Георгиевич Шаблинский – доктор юридических наук.

Тэги: история, российская империя, первая мировая война, украина, крым, новороссия, референдум


история, российская империя, первая мировая война, украина, крым, новороссия, референдум Единоличное решение самодержца в концов концов привело страну к катастрофе. Фото начала XX века

100-летие вступления Российской империи в Первую мировую войну нынешняя Россия встречает в обстоятельствах, словно диктующих тему исторических параллелей. Разумеется, все подобные параллели условны. Речь в данном случае не идет о сопоставлении политических карт Европы – 100-летней давности и нынешней, о геополитических союзах и распрях. Речь должна, на наш взгляд, идти о состоянии российского государства, а также о смысле или смыслах войны как способа решения политических проблем.

100 лет назад политические решения в империи принимал один человек. Сановники, составлявшие его ближайшее окружение, в основном не склонны были возражать государю, стремясь скорее предугадывать и предчувствовать монаршую волю. Люди, мыслящие самостоятельно, из этого окружения так или иначе удалялись. 

В частности, у Петра Дурново с его знаменитой запиской (об опасных последствиях участия государства в крупной войне) не было особых шансов быть услышанным и понятым. Подавляющее большинство тогдашней Государственной Думы, отобранной по правилам, удобным власти, составляли твердые сторонники самодержавия. И решение о вступлении в войну в августе 14-го было ими принято восторженно. (Признаем при этом, что и думскими либералами это решение было принято примерно так же.) 

Самая главная параллель, по-моему, понятна. В современной России, именующей себя республикой, все решения по крупным политическим вопросам (по некрупным, в сущности, тоже) принимает один человек. В его ближайшем окружении, судя по всему, куда больше способности возражать ценится умение угадывать либо улавливать желания. У нас также имеются Государственная Дума и Совет Федерации, тоже состоящие (судя по голосованию) из твердых единомышленников, не стремящихся, как кажется, особенно контролировать того, кто принимает политические решения. 

И у нас теперь налицо война. Необъявленная, но вполне реальная. Она закипает у наших юго-западных границ и понемногу меняет формат. Она идет почти два месяца, и ее смысл начинает понемногу плыть, размываться. 

100 лет назад, вскоре после начала той самой войны – последней для империи, – многие ее российские участники еще помнили, что их целью была помощь братьям-сербам, атакованным австрийцами. Через какое-то время от мотивов бойни остались смутные соображения о завладении Стамбулом и Дарданеллами. То есть в сухом остатке были надежды на территориальные приобретения. К концу войны и эти образы потускнели. А потом было сами знаете что... 

Но каков стратегический смысл для России сегодняшней войны на юго-востоке Украины? В каких целях направляются туда российская военная техника и добровольцы? Имеется официальная версия событий, из которой можно понять позицию российской власти по отдельным аспектам конфликта, по некоторым деталям.  

Из этой версии, между прочим, можно сделать вывод о том, что россияне в Донецкой народной республике – это только ее главнокомандующий и премьер и что оружие ополченцами добыто на украинских же военных складах. Но более важно то, что в этой официальной позиции никак не проступает стратегия, стратегические цели. О таких целях можно лишь догадываться, поскольку они нигде и никем не изложены четко и ясно. Впрочем, из высказываний президентского советника по украинским делам, из заявлений повстанцев (и их московских идеологов) можно заключить, что речь идет об отделении от Украины двух (а лучше трех) ее областей. А также об образовании на их базе буферного государства Новороссия, поддерживающего тесные экономические и военно-политические связи с Россией. Не исключается и присоединение к России нового государственного образования – наращение нашей территории. Повстанцы уже неоднократно заявляли, что вариантов сохранения двух областей в составе Украины они не видят. Власти в Москве предлагают властям в Киеве обсудить эту позицию спокойно и мирно – наверное, потому что считают ее совершенно естественной. 

Что может означать перспектива создания такого буферного государства для жителей двух нынешних украинских областей? Думаю, для начала только одно – страдания и кровопролитие, превращение их городов и сел в места все более ожесточенных боев. 

Разве тот, кто планировал вооруженный захват власти на местах в регионе, рассчитывал на быструю и безболезненную сдачу позиций украинскими силовиками? Возможно, что и рассчитывал. Но сегодня на это надеяться точно не приходится. Продолжать вооруженное противостояние означает обрекать мирное население на жертвы и скитания. 

Тут можно вспомнить и о майских референдумах в регионе. При всех процедурных нарушениях и условностях я готов верить тому, что значительная часть жителей симпатизировала идее народных республик. Только вот какой смысл они вкладывали в ее содержание, в слова о «поддержке Акта государственной самостоятельности»? Думаю, очень разный. 

«В статусе Донецкой области после оглашения итогов референдума не изменится абсолютно ничего: мы не перестанем быть частью Украины, мы не станем частью России, а всего лишь заявим миру, что мы хотим изменений, – так заявлял в ходе голосования руководитель избиркома «республики». – Мы имеем возможность выбирать из множества вариантов в будущем: возможно, мы останемся частью государства Украина, унитарного или федеративного, возможно, мы станем частью России. Возможно, мы станем независимым государством или станем государством в конфедеративных отношениях». 

Понятно, чем было обусловлено это высказывание: стремлением привлечь максимальное число избирателей с разными взглядами. И сегодня трудно однозначно интерпретировать их волю. Но совершенно точно можно сказать, что они не голосовали за войну с правительством в Киеве. Кто-нибудь объяснил им, что их ждет война? Нет сомнений в том, что очень многие жители были настроены на компромисс. Ведь сторонников Новороссии российские СМИ долгое время именовали сторонниками федерализации. Теперь перестали. Но в реальности с момента появления в Донбассе вооруженных групп их лидеры не вели уже речь ни о каком федерализме.  

Что может означать создание Новороссии с точки зрения экономических и политических интересов российского государства? Для начала – наплыв беженцев в юго-западные области. Потом затяжные боевые действия. Далее – непрогнозируемые, трудноисчислимые расходы, явно не предусмотренные федеральным бюджетом. Нам сегодня неясна еще цена операции в Крыму. Она будет проясняться по ходу дела. И тут же рядом образуется гигантский очаг нового конфликта, который уже начал поглощать, втягивать в себя ресурсы государства. 

При нынешней позиции российской власти конфликт может принять затяжную форму – военные действия могут длиться неопределенно долго. И известно, что сторонники данной войны предлагают свой вариант – закончить ее быстро, введя на территорию двух (или трех!) областей соседнего государства регулярные части российской армии – несколько дивизий. Как просто и быстро! Крайнюю опасность данного сценария, влекущего за собой ту же самую затяжную войну, только с более опасными внешнеполитическими и экономическими последствиями для России, понимают, похоже, и российские власти. Но что толку? Дело в том, что и нынешний сценарий с вялотекущим обменом ударами шаг за шагом все равно приближает нас к тому же результату. 

Выражу точку зрения, которая, кажется, разделяется все большим числом наблюдателей, в том числе и во властных структурах (судя, скажем, по статье Валерия Зубова и Алексея Макаркина в «Ведомостях»). Боевые действия необходимо прекращать, восстанавливая хотя бы рабочие отношения с украинскими властями. В этом реально нуждаются миллионы людей. И от России тут потребуется не меньше усилий, чем от Украины.

Беда, однако, в том, что выйти из этого конфликта, возможно, сложнее, чем войти в него. Поддержав силовой захват административных зданий в Донецке, Луганске и других городах, а потом и другие действия повстанцев, власть РФ дала поддержку и подпитку политическим силам, для которых характерен агрессивный национализм – и этнического, и имперского толка (каковой ранее вроде бы был чужд российской правящей группе). 

Его приверженцы не скрывают своих взглядов и программ – с ними нетрудно ознакомиться. Кроме привычных антисемитизма и антиамериканизма, а также не совсем привычных антиукраинских выпадов, они включают и радикальное неприятие государственных границ и государств, образованных после 1991 года. Не только Украины. Придерживающиеся этих взглядов люди в нужный момент не забывают упомянуть, что борются против фашизма! Этот политический абсурд уже не забавен. Напротив, он уже крайне опасен. Эти политические силы еще год-полгода назад не имели столь серьезного влияния. Но теперь приобрели. В какой-то момент они вполне могут выйти из-под контроля власти. И следует сказать, что после событий на юго-востоке Украины эти силы уже привыкли более всего полагаться на силу оружия. И им, вполне возможно, уже мало влияния в том регионе, где они смогли его применить. 

Конечно, все исторические аналогии условны. Конфликт пока еще не вышел за рамки регионального. Но все же в этой ситуации актуальным становится еще один страшный урок той последней войны империи. Его суть: всегда существует опасность переноса конфликта с границ государства в его внутреннюю жизнь.

Для помощи и поддержки жителей юго-восточных областей Украины – по крайней мере тех, кто в такой поддержке нуждается, – существуют политические, экономические, дипломатические средства. Они могут быть использованы и фактически используются сейчас и приносят определенные результаты. Военные же средства в обстоятельствах, подобных нынешним, часто приносят результаты, противоположные планируемым. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
243
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
303
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
248
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
208

Другие новости