0
20741
Газета Идеи и люди Печатная версия

21.10.2024 18:21:00

Что нам необходимо: государственная идеология или духовно-нравственные ценности

В поисках краеугольного камня

Яков Пляйс

Об авторе: Яков Андреевич Пляйс – профессор-исследователь кафедры политологии Финансового университета при правительстве Российской Федерации.

Тэги: общество, государство, идейная основа, ценности, патриотизм, государственная идеология, конституция, мировоззренческие парадигмы


общество, государство, идейная основа, ценности, патриотизм, государственная идеология, конституция, мировоззренческие парадигмы Председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин: «Конституция – это и есть идеология, никакой другой не надо». Фото фонда «Росконгресс»

Несколько причин побудили меня обратиться к жизненно важной для современной России теме: на какой идейной основе строить общественную и государственную жизнь? На основе государственной идеологии, закрепленной в Основном законе страны, или же на основе духовно-нравственных ценностей, перечисленных в указе президента страны?

Определим понятия

Первая из этих причин заключается в необходимости пояснить, что есть что и почему наряду с ценностями потребовались еще государственные, то есть светские идеологии.

В отличие от такой идеологии, являющейся обычно продуктом выдающихся мыслителей или партий, духовно-нравственные ценности формируются веками и представляют собой главным образом религиозные догматы, гласно и негласно определяющие нормы жизни и деятельности преимущественно народа.

По мере прогресса (особенно в связи с социальными революциями, связанными с переходом от феодализма к капитализму) становилось все более очевидно, что и для государства, и для общества этих ценностей недостаточно, что нужна дополнительная система идейных ценностей, которая способствовала бы их жизнедеятельности и развитию. Такая система, связанная прежде всего с разного рода свободами (политическими, экономическими, духовными и иными), получила определение «государственная идеология», ее часто называют также светской идеологией.

В течение ХIХ–ХХ веков сформировались различные государственные (светские) идеологии: либеральные, консервативные, социал-демократические, коммунистические и иные. Со временем в результате обновления к некоторым из них прибавились приставки «нео-». Так появились неолиберализм, неоконсерватизм, новая социалистическая идеология и другие.

Со временем именно эти идеологии стали главными в большинстве стран мира. В той или иной форме они нашли отражение в их Основных законах в зависимости от той модели развития, которую выбирала та или иная страна. Часто это происходило в результате социальной революции в этих странах. Так это происходило и в России. И совсем не случайно осенью 1905 года (17 октября) Николай II был вынужден подписать Манифест о даровании свобод своим подданным, получивший название либеральной Конституции. В 1918 году, вскоре после социалистической революции 1917 года, была принята первая Конституция Советской России, которая впоследствии неоднократно совершенствовалась и дополнялась (1924, 1936, 1977 годы), получая соответствующие времени и целям развития определения.

Есть ли предмет для спора?

Следующая причина моего внимания к теме состоит в том, что спор вокруг «быть ли не быть государственной идеологии?», по мнению некоторых авторитетных специалистов, вообще беспредметен. Потому что, как они утверждают, идеология в Конституции на самом деле присутствует. Например, в этом убежден председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин. Свою позицию он не раз высказывал и аргументировал. В последний раз это произошло в кулуарах Петербургского международного юридического форума, состоявшегося в 20-х числах июня сего года. Общаясь здесь с журналистами, он заявил: «Конституция – это и есть идеология, никакой другой не надо». Зорькин убежден, что в нашем Основном законе уже заложены важнейшие принципы: преемственность поколений, индивидуальные свободы, права человека. «Это мировоззренческие принципы. А что такое мировоззрение, как не идеология? Патриотизм – не идеология. Просто нужно быть патриотом своей Родины, патриотом того, что заложено в Конституции, то есть патриотом своей Конституции».

Борьба за возвращение идеологии – рудимент советского мышления: норма должна обрести вид «обязаловки». Все необходимо оформить, спустить сверху, вместо того чтобы позволить существовать естественным образом. Так появляется и государственная идеология, и «правильный» патриотизм (см. «НГ» от 28.06.24). Действительно, достаточно указать на развернутую главу 2 «Права и свободы человека и гражданина», чтобы можно было согласиться с позицией Валерия Зорькина.

Такой же позиции фактически придерживается и президент России. Выступая 12 сентября на Х Санкт-Петербургском международном форуме объединенных культур, он заявил, что Россия с главными для себя ценностями определилась и закрепила их в Основном законе страны. «Защищаем эти ценности, – отметил он, – и всех, кто их разделяет, кто так же, как и мы, считает священным правом людей говорить на родном языке и хранить веру отцов, жить в гармонии с природой, по ее естественным законам». Развивая эту мысль далее, Владимир Путин еще раз подчеркнул: «Знаем, какая мощная созидательная сила заложена в единстве разных культур и традиций. Это единство – исток нашей национальной идентичности, таких основополагающих ценностей нашего народа, как взаимопомощь, справедливость, милосердие, историческая память и преемственность поколений, крепкая семья, патриотизм и гражданственность».

После сказанного президентом страны и председателем Конституционного суда обращаться к теме, указанной в названии статьи, нет, казалось бы, никакого смысла. Точка в споре ведь как бы поставлена. Тем не менее, на мой взгляд, дискуссия, продолжающаяся уже не один десяток лет, не утихнет и впредь. Поэтому, как представляется, надо глубже разобраться в сути вопроса, то есть в сути феноменов государственной идеологии и духовно-нравственных ценностей. Без понимания теории и глубинных корней этих феноменов тут никак не обойтись.

Запрещена или необходима?

Разобраться надо еще и потому, что по поводу обоих этих феноменов мнения высказываются самые различные. Нередко прямо противоположные. Говорится, например, что раз уж государственная идеология в России официально запрещена, то, может быть, ее надо заменить чем-то другим, например национальной идеологией или умеренным (здоровым) консерватизмом, о чем неоднократно говорил Владимир Путин. Например, выступая на заседании дискуссионного клуба «Валдай», проходившем в Сочи в начале 20-х чисел октября 2021 года, а также во многих других случаях.

Кстати говоря, запрет государственной идеологии, как и «идеологическое многообразие», которое разрешается той же 13-й статьей Конституции, очень быстро привели не только к сумятице в умах россиян, но и к разнообразному идеологическому «импортозамещению». Это проявляется не только в безусловном влиянии на наше общество (особенно на молодежь) либеральных ценностей западного типа, но и во всевозможных отклонениях и «украшениях».

Дополняя причины обращения к заявленной теме, сошлюсь еще на эмоциональное и вместе с тем достаточно убедительное выступление в соцсетях российской школьницы старших классов Даши Н. в конце апреля нынешнего года. Вполне грамотно аргументируя необходимость государственной идеологии для России, эта школьница в качестве козыря ссылалась на то, что «даже у небольших государств государственная идеология в их Основных законах зафиксирована, и для такой страны, как Россия, это тем более важно». Если уж школьники (пусть даже с чьей-то подачи и при помощи наставников) уверены в том, что государственная идеология должна быть закреплена в Конституции, то тогда «взрослым дядям» тем более надо разобраться в ее сути и определиться – быть ей или не быть.

Важнейшая скрепа государства

Идеология, то есть система концептуально оформленных идей, формирующая и выражающая интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики, относится к числу важнейших – если не самых важных – скреп любого государства. И маленького, и большого. Образно говоря, это цемент, который либо прочно скрепляет устои народной и государственной жизни, если он высокой марки, либо, наоборот, разрушает их, если эта марка невысока или если это вообще контрафакт. Поэтому на качество этого цемента надо обращать постоянное внимание, в том числе обществоведческой науке.

Особенно важна идеология для государств, играющих нерядовую, а тем более исключительную роль в мировой политике. Именно к таким странам относится Россия, которая в течение многих веков выполняет особые и исключительно ответственные миссии в мире: поглотителя глобальных катаклизмов и регулятора мирового баланса сил. Несмотря на чрезвычайно высокую цену (людскую и всякую иную), которую нашей стране приходилось платить за реализацию этих миссий, она из века в век несла эту тяжелую ношу (нередко фактически в одиночку, как это происходит в наши дни в Украине), защищая и себя, и мир от вселенской трагедии. Далеко не все это понимают, а если даже понимают, то не принимают как данность. Более того, всячески стремятся помешать России в осуществлении ее миссий и даже добиться ее уничтожения.

Мировоззренческие парадигмы

Идеологии, как известно, бывают разные. Главные из них – религиозные, светские и партийные. Первые – самые древние, наиболее развитые и укорененные в массовом сознании. В связи с этим достаточно вспомнить о христианстве и об исламе – религиях, исповедуемых миллиардами людей во всем мире. Давно уже превратившиеся в неоспоримые догматы, глубоко укоренившиеся в массовом сознании в качестве веры и, разумеется, мировоззрения, религии были и остаются очень влиятельными. В том числе в политической сфере, а не только в духовной. Авторы этих идеологий (вер) – пророки, передающие простым людям идеи, поступающие в их сознание свыше – от Бога.

Вторые – светские – значительно более молодые и гибкие по сравнению с религиозными, но не менее влиятельные из-за тесной связи с жизнью и ориентации на удовлетворение насущных интересов и проблем людей. В частности, материальных. Инициаторы их создания и авторы – главным образом крупные мыслители. В основном философы.

Третьи – партийные – претендуют на исключительную важность благодаря рефлексии интересов своих последователей и сочувствующих, возникли сравнительно недавно вместе с партиями, стремящимися (в случае завоевания ими власти) превратить свои идеологии в господствующие государственные (как это произошло, например, с большевистской партией – КПСС), поскольку такое превращение значительно расширяет и увеличивает их возможности и влияние. Авторы таких идеологий – обычно выдающиеся партийные теоретики.

Наряду с перечисленными идеологиями то и дело возникают разного рода новые, также заявляющие о своей актуальности и исключительной важности. Между идеологиями нередко вспыхивает ожесточенная борьба за главенство в умах людей и за власть.

Время от времени, в зависимости от этапа развития общества и государства, а также от внешнего окружения и его влияния на страну (естественного и специально создаваемого, например, внешними силами), идеология общественного и государственного развития меняется. Радикальная смена идеологий происходит во время фундаментальных сдвигов (например, социальных или промышленных революций), которые случаются в истории достаточно редко, в частности в те моменты, когда количественных изменений оказывается достаточно для того, чтобы превратиться в качественные. Радикальная смена идеологий – мировоззренческих парадигм – происходит и во время цивилизационных сдвигов.

Поиск адекватных духовно-нравственных ценностей

Формируя определенным образом мировоззрение больших масс людей, идеология нередко становится мощной материальной силой, способной быть как созидательной, так и разрушительной.

Сложность и необычность нынешней ситуации состоит не только в том, о чем говорилось выше, но и в том, что (в отличие от предыдущих четырех сдвигов, когда было достаточно ясно, что чем заменяется) сейчас непонятно, к чему мы должны прийти: к новой государственной идеологии или системе духовно-нравственных ценностей.

Среди зарубежных идеологий (точнее говоря, систем духовно-нравственных ценностей, всячески защищаемых властями и поэтому фактически играющих в западных странах роль государственных идеологий, хотя и не закрепленных в качестве таковых в их Конституциях или других государственных документах) особая роль принадлежит либерализму.

После победы либеральной революции в России через различные структуры и механизмы, в том числе через заимствованную у Запада учебно-методическую базу и СМИ, эта идеология стала быстро распространяться и утверждаться в сознании россиян, особенно молодежи. Есть достаточно оснований считать, и это подтверждается социологическими исследованиями, что с этим будет очень сложно бороться. Хотя бы потому, что выросшие за это время корни подпитываются понятными и близкими для любого человека личными (в основном материальными) интересами и потребностями. В отличие от того, чем питались преобладающие общественные интересы российских граждан. («Жила бы страна родная, и нету других забот», как пелось в одной популярной песне.)

Особенно острыми идейные дискуссии стали в 2022 году, что было связано, во-первых, с тем, что в феврале 2022 года Министерство культуры РФ выступило с проектом указа президента России «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», и, во-вторых, с тем, что 9 ноября того же года Владимир Путин подписал указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», опубликованный за № 809.

Воплощение в жизнь содержания этого документа впереди. Сделать это будет и сложно, и трудно. По нескольким причинам. Прежде всего потому, что за 30 с лишним лет идеологического безвременья (точнее говоря, забвения) мировоззрение россиян, прежде всего молодого поколения, чем только не заполнялось: и западным либерализмом, и анархизмом, и разного рода сектантскими учениями, и различными крайне левыми идеями, и многим-многим другим.

Тут уместно вспомнить, что, как неоднократно убедительно доказывалось историческим опытом, идеологического вакуума не бывает. Стоит только отвергнуть одну идеологию, как ее место тут же занимает что-то другое. И если формированием мировоззрения граждан не занимается государство со всеми его структурами и возможностями, это делают другие. Например, зарубежные «друзья», которые только и мечтают о такой возможности, или местные сектанты и т.д.

В проекте, вышедшем из-под пера Министерства культуры, давалось прежде всего определение нравственности и подчеркивалось, что «традиционные ценности формируются путем обучения и нравственного воспитания граждан, направленного на формирование безвредного и созидательного поведения во всех сферах жизнедеятельности». К числу традиционных ценностей проект относил жизнь и здоровье; честь и достоинство личности, права и свободы человека; совесть, воспитанность и образованность гражданина; служение Отечеству и ответственность за его судьбу; веру, надежду, любовь и крепкую семью; созидательный труд и благополучие человека; приоритет духовного над материальным; гуманизм, милосердие, великодушие; дружбу, коллективизм, воинское братство; взаимопомощь и взаимоуважение, товарищество; историческую память и преемственность поколений, единство народов России. В целом в проекте содержится 21 пункт, половина которых (с 10 по 19) связана с этической оценкой и ее трактовкой.

Указ Владимира Путина, подписанный 9 ноября 2022 года, за № 809, – это развернутый документ, состоящий из 5 глав и 32 статей. Некоторые из этих статей, прежде всего 4-я, 5-я и 6-я, имеют особое значение.

Статья 4 содержит определение традиционных ценностей как нравственных ориентиров, формирующих мировоззрение граждан России, передаваемых от поколения к поколению, лежащих в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющих гражданское единство, нашедших свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.

В статье 5 перечисляются традиционные ценности. Это «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».

Сравнение ценностей, названных в проекте указа, с теми, которые перечисляются в подписанном российским президентом документе, свидетельствует о том, что их список почти совпадает.

Важное место в указе отводится также традиционным религиям: христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, являющимся «неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия» и оказавшим «значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан».

Выводы

1. Поиск современной политической идеологии в России идет трудно, разнопланово и разнохарактерно. Иного и представить себе невозможно, поскольку таких широкомасштабных поисков в российской истории еще никогда не велось. Те национальные (точнее говоря, государственные) идеологии, которые господствовали в самодержавной России, а затем в советский период времени, были вне конкуренции и критики. При них таких поисков, какие ведутся сейчас, не могло быть по определению.

2. Наиболее интенсивная работа по формированию новой политической идеологии ведется в настоящее время в основном на ниве консерватизма, либерализма и социал-демократизма. Этим занимаются прежде всего партии, представленные в Государственной думе, и партийные элиты. В подтверждение сказанного достаточно обратиться к сайтам этих партий в интернете.

Другие политические течения и силы используют в основном традиционные для них идеологии: коммунисты – марксизм-ленинизм; религиозные – ислам различных толков и другие религии; националисты – националистические и т.д.

В заключение надо ответить на вопрос, поставленный в заголовке данной статьи. Исходя из сказанного выше, а также нашего (и не нашего) исторического опыта, государственная идеология как важнейшая скрепа общественной и государственной жизнедеятельности, конечно же, нужна. И она должна быть сформулирована в Конституции страны. Учитывая некоторые важные обстоятельства (особенно неопределенность с моделью нашего развития), нам придется в течение некоторого исторического отрезка времени руководствоваться духовно-нравственными ценностями, сформулированными в указе президента России № 809 от 9 ноября 2022 года. Тем не менее со временем проблема обретения государственной идеологии встанет на повестку дня. Об этом надо не только помнить, надо к этому готовиться. 


Читайте также


Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 25.11.24

0
5462
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
11132
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
6006
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
9462

Другие новости