0
2555
Газета Интернет Печатная версия

26.09.2003 00:00:00

Информационная сверхпроводимость и коллективный разум

Тэги: интернет, исследование, rambler, аудитория, интересы


К 7-летию первой отечественной поисковой системы фонд Rambler подготовил специальный доклад о развитии интернета в России. Авторы доклада постарались дать исчерпывающее представление о том, как развивается сеть в нашей стране. Публикуемый ниже материал был подготовлен на основе доклада специально для "НГ".

Инфраструктура будущего

Развитие киберпространства опережает эволюцию наших теоретических представлений о нем. Что такое интернет? Всякий раз, когда мы пытаемся дать законченное определение, за его рамками остается что-то очень важное. Интернет не терпит обобщений, потому что в новой информационно-коммуникационной среде у каждого, как в жизни, свой путь. В сети синхронно происходит бесконечное количество событий, хранится информация на самых разных языках, наречиях и диалектах. За 12 лет, прошедших с распада СССР, развитие интернета в России стало верной гарантией сохранения разнообразия в сфере культуры и знания, обеспечило реальную свободу слова и доступа к информации раз и навсегда.

Сеть только начала менять нашу жизнь. Мы еще не можем предположить с точностью и уверенностью, к каким результатам это приведет в перспективе. Но для нас уже очевидно, что интернет - это коллективный разум, который работает со скоростью мысли, иногда даже быстрее - со скоростью интуиции. Сеть бесконечно расширяет возможности выбора, для осознания и реализации которых необходимо выработать специальные навыки. Все мы в киберпространстве недавно, поэтому неудивительно, что нам пока так мало удается использовать потенциал развития личности и общества, заложенный в интернете. Также требуется время для того, чтобы осознать, что расширение возможностей выбора всегда приходит вместе с ростом ответственности за такой выбор. В интернете каждый отвечает за себя самостоятельно.

Сеть дает такую свободу выбора, которую ранее трудно было даже себе представить. Если в предыдущие эпохи успех зависел от действий по поиску ответа, то теперь успешность определяется правильностью заданного вопроса. Раньше путь к ответу пролегал во времени и в пространстве. Человек мог состариться, так и не узнав ответа на свои вопросы или не найдя собеседника, с которым он мог бы поделиться своими мыслями. Пространство/время определяло деятельность людей. Гений в провинции вырождался в чудака, заново изобретающего велосипед. Теперь, когда знание существует в едином пространстве, упорядоченном поисковыми системами, рейтингами, каталогами и доменами, мы можем наблюдать исчезновение границ и становление единого пространства/времени, в котором вся совокупность доступных обществу знаний и умений, накопленного опыта существует одновременно.

Теперь важен не столько путь как перемещение, сколько воля к движению, к поиску, навыки работы с информацией и коммуникацией, желание активного присутствия. Если мы ищем, сеть открывает такие перспективы, о существовании которых мы и не догадывались. Каждый обладает возможностью мгновенно получить точную и конкретную информацию, связаться с любым другим пользователем сети напрямую - хотя обильное злоупотребление этой возможностью рассыльщиками информационного мусора (спама) уже грозит уничтожить свободу коммуникации на корню.

Интернет - это уникальное пространство, в котором люди свободны делать ровно то, что им вздумается. Здесь нет власти, нет идеологов, нет границ и иерархий. Никто не диктует свои правила игры, никто не цензурирует, не ограничивает и не навязывает. В сущности, взаимодействие с киберпространством на сто процентов обусловлено способностями и воображением его посетителей. В отличие от других секторов информационной системы общества киберпространство не предполагает односторонней коммуникации. Потенциал сети раскрывается по-настоящему через активность и взаимодействие. Именно активность пользователей сети, а также бесконечное обилие "горизонтальных" связей между ними создают феномен информационной сверхпроводимости, множество мгновенно переплетающихся связей, по которым информация идет во всех направлениях.

Для нас интернет и Rambler - это не только бизнес, это в первую очередь социальный проект по созданию инфраструктуры общества будущего, общества знания. Привлекая новых пользователей, мы не можем ограничиться решением проблемы поиска информации - собственно, благодаря сочетанию поисковой системы и интерактивного рейтинга-каталога она во многом уже решена. Мы приступаем к созданию системы социальных сервисов онлайн. Уже сегодня, к примеру, из проекта "Здоровье" на Rambler"е можно найти лекарство в аптеках Москвы, а в проекте "Право" собраны все нормативные документы, которые могут понадобиться человеку, проживающему в России. Список таких социальных проектов будет расти. Это новое стратегическое направление развития Rambler"а, дополняющее традиционный акцент на знании.

Для работы в этом направлении летом 2003 г. был основан Фонд исследований и социальных инициатив Rambler, или фонд Rambler, президентом которого стал Иван Засурский. Задача фонда - в первую очередь способствовать максимально полному раскрытию потенциала сети как коллективного разума или суммы знаний пользователей, а также оказывать максимально возможное содействие тем, кто старается изменить мир к лучшему.

Любая технология изначально нейтральна: ее значение для общества зависит от того, как она используется. Поэтому мы намерены не только исследовать существующее положение вещей, но и сделать все зависящее от нас для того, чтобы потенциал интернета мог раскрыться по-настоящему. Мы хотим помочь становлению коллективного разума, помочь направить его внимание на темы науки и культуры, заботы об окружающей среде, разоружения и защиты прав личности. Мы верим в то, что со временем наши усилия принесут плоды.

Для решения первоочередных задач, по нашему мнению, необходимо:

- дать максимально полное представление о возможностях новой коммуникационной среды, сделать все возможное для обучения людей навыкам работы с интернетом, в частности, поиску информации, навыкам и этикету коммуникации через интернет, а также максимально эффективным (активным) поведенческим стратегиям;

- сделать все возможное для лечения "детских болезней" интернета (например, непрошеных рекламных рассылок, или спама), которые уже становятся серьезными препятствиями для развития сети и способны в дальнейшем блокировать реализацию заложенного в сети потенциала;

- обращать внимание пользователей сети на важные вызовы, стоящие перед обществом и человечеством, содействовать прогрессу и формированию новой, глобальной русскоязычной культуры как синтеза традиции и живой культурной среды.

Аудитория

Мы уже неоднократно писали о росте аудитории российского интернета. Летом Россия преодолела очень важный рубеж: 10% взрослого населения страны стали пользователями сети. Это значит, что 11 млн. человек заходили в интернет хотя бы один раз за полгода. Результат обнадеживающий, потому что, по наблюдениям специалистов, преодоление барьера в 10% запускает цепную реакцию и начинается вторая, более мощная волна развития информационной сети. Будем надеяться, что события в России пойдут именно по такому сценарию.

Весна нынешнего года принесла новый рекорд: по данным Rambler"s Top100, 9 апреля суточная аудитория рунета составила более 3,3 млн. человек! А в среднем весной в рабочие дни интернетом пользовались ежедневно 2,8-2,9 млн. человек. Более половины из них находились на территории России. Это уточнение важно: на самом деле зарубежные пользователи составляют весьма внушительную аудиторию русских ресурсов.

Глядя на график 1, несложно догадаться, что самый низкий за неделю уровень аудитории 13 апреля объясняется тем, что это было воскресенье. А 9 апреля - среда, разгар рабочей недели. Вообще численность аудитории подвержена колебаниям разной частоты. Можно отследить колебания в течение суток, недельные волны, а также сезонные колебания.


Динамика суточной аудитории российского интернета в течение одной недели (8 –14 апреля 2003 г.).

Если мы говорим о суточной динамике, пик посещаемости приходится на рабочее время. Тем не менее в сутках нет ни одного "пустого" часа: в сети всегда находится то или иное количество людей, даже ночью. Собственно, ночь в Москве - это день в Америке и Японии, а также на российском Дальнем Востоке.

Фактор сезонности и прогнозы роста

Весна - время деловой активности, и апрель - это пик сезона (майские праздники являются сокрушительным препятствием для роста деловой активности и работают как волнорез перед летним спадом). По данным Top100, месячный охват российской (то есть находящейся на территории России) аудитории русскоязычного интернета в марте и апреле составлял почти 8 млн. человек. Далее началось его снижение в связи с началом сезона отпусков. Летом традиционно активность пользователей ниже.

С августа начинается плавный подъем активности и объема аудитории, который вот уже несколько лет подряд достигает своего пика к середине декабря. К новогодним праздникам активность пользователей сети и объем аудитории спадают практически до нуля. Январь традиционно является "мертвым сезоном" в сети.

Это позволяет нам предполагать наличие тесной корреляции индекса активности аудитории интернета и индекса экономической активности, причем чем дальше мы движемся в сторону информационного общества, тем точнее совпадение. Не исключено, что через несколько лет для анализа экономической активности будет достаточно сводного индекса "большой двадцатки" или просто данных Top100.

Ведущим аналитиком Rambler"а Леонидом Делицыным была разработана специальная математическая модель (см. график 2), которая позволяет прогнозировать изменения объема аудитории в будущем с учетом сезонных колебаний. На протяжении двух лет показания модели соотносились с данными Top100.


Динамика аудитории российского интернета в течение нескольких лет.

Модель позволила сделать весьма точный прогноз. Самая большая ошибка пришлась на июль и составила 0,5 млн. человек. По мнению Леонида Делицына, это связано с непредсказуемостью климатических условий. Июль выдался дождливый, поэтому люди больше сидели дома или ходили на работу, следовательно, больше посещали интернет.

Согласно прогнозу, общий прирост месячной российской аудитории русскоязычного интернета за 2003 г. составит 28-30%, что ниже, чем 40-процентный рост в 2002 г. В 2004 г. месячная аудитория русскоязычного интернета (включая зарубежных пользователей) вырастет еще приблизительно на 15% и достигнет 10,5 млн. человек. Заметим, что абсолютный прирост месячной российской аудитории в 2001-2003 гг. составлял ежегодно приблизительно одну и ту же величину - 2 млн. человек.

С высокой степенью вероятности, используя проверенные временем математические модели, можно предположить, что в целом в ближайшие годы российский сегмент сети будет расти по магической формуле "в два раза за три года". При этом темпы роста отдельных секторов интернета в России могут различаться в два раза и более. Активность использования интернета растет, то есть россияне пользуются сетью все интенсивнее. Пиковые значения активности пользователей сети - почти 85 млн. хитов в день, по данным Top100, - наблюдались 9 апреля. Разумеется, эти показатели будут с легкостью перекрыты с наступлением осенних холодов, которые в российских условиях являются мощным стимулом к усиленному использованию сети.

Информация, коммуникация, рекреация

Если говорить об определении приоритетов в российском интернете, то обозначенная нами еще в начале 2002 г. большая триада "Информация, Коммуникация и Рекреация" осталась без изменений.

Больше всего пользователей интересуют информационные онлайновые издания и электронные версии газет. В дни катастрофических событий, таких, как захват заложников в Москве и террористические акты 11 сентября 2001 г., на эти ресурсы приходится больше трети (36%) всех просмотров страниц в рунете, хотя в "тихие" времена ими интересуются в три раза меньше.

По абсолютному приросту трафика лидируют поисковые системы. Пользователи, как и раньше, весьма охотно и активно пользуются рейтингами, каталогами и почтовыми интернет-сервисами. По-прежнему среди лидеров - развлечения, хотя и здесь не обошлось без потерь.

Вместо "молодежной" категории "MP3" и категории "Политика" в десятку наиболее "активных" категорий рейтинга Rambler"s Top100 в 2003 г. входят "Связь", "Игры" и "Отдых". В случае "Связи" причина роста очевидна - число пользователей мобильных телефонов в России в этом году быстро росло и к концу года, по прогнозам, достигнет 30 млн. человек. Соответственно растет и интерес владельцев или покупателей мобильных телефонов к информации о трубках, тарифных планах и стандартах передачи. Заметим, что развитие индустрии сотовой связи происходит намного быстрее, чем развитие интернета.

Что же касается категории "Игры", то здесь налицо настоящий бум тематических ресурсов, но на этом мы остановимся подробнее ниже.

"Голубые фишки" интернета

В конце 2001 года Rambler и Mail.ru совместно разработали методику, на базе которой был сформирован индекс Big20. В основе индекса "большая двадцатка" такой набор ресурсов российского интернета, который обеспечивает максимальный охват регулярной российской аудитории русскоязычного интернета за один календарный месяц. Регулярными пользователями в данном случае считаются те, кто заходит на ресурсы российского интернета два дня в месяц или чаще. В "двадцатку" не входит поисковая система Яндекс - это, наверное, единственный крупный ресурс в русскоязычном интернете, не участвующий в рейтинге Тор100.

Таким образом, был сформирован постоянно обновляющийся список ресурсов, обладающих максимальной уникальной аудиторией. Хотя исследование изначально носило прикладной характер (позволяя выработать максимально эффективную методику размещения рекламы в российском сегменте сети для достижения максимального охвата, или total reach), "двадцатка" интересна и сама по себе, как инструмент исследования предпочтений пользователей сети и флуктуации аудитории в зависимости от сезонных факторов. Ведь если регулярная аудитория - это ядро интернета в России, то ресурсы "двадцатки" - это, по определению газеты "Известия", "голубые фишки" сети.

"Большая двадцатка" - не рейтинг сайтов, поэтому участники располагаются в списке по алфавиту. В таблице 1 приводится список по состоянию на июль 2003 г.

Таблица 1.

20 ресурсов российского интернета, имеющих наибольшую уникальную аудиторию

URL Описание Категория Top100
Anekdot.ru Анекдоты из России Развлечения
Aport.ru АПОРТ – поисковая система (РОЛ) Классификаторы
Auto.ru Автомобили в России Авто и мото
HotBox.ru Бесплатная почта от РБК Сервисы
Combats.ru Бойцовский клуб Игры
Dialup.Mtu.ru Точка.Ру – провайдер Провайдеры
Gazeta.ru Газета.Ru – первая газета российского интернета СМИ и периодика
Gismeteo.ru Погода от ФОБОС и МэпМейкерс Природа
IXbt.com iXBT– новости компьютерной тематики Компьютеры
KM.Ru Кирилл и Мефодий СМИ и периодика
Lenta.ru Lenta.Ru – ведущий информационный ресурс СМИ и периодика
Mail.ru Каталог@mail.ru – все ресурсы рунета Сервисы
NewMail.ru Новая почта – бесплатный хостинг от ОРЦ Сервисы
Omen.Ru ОМЕН Развлечения
Rambler.ru Rambler – информационно-поисковая система Классификаторы
Rbc.ru РБК – портал РосБизнесКонсалтинг СМИ и периодика
Sotovik.Ru Сотовик Связь
Sport-express.ru Спорт-Экспресс Спорт
Top100.rambler.ru Рамблер Top100 – каталог ресурсов рунета Классификаторы
7wolf.net Седьмой волк Игры

Источник: Rambler’s Top100

 

Наступление игровых сайтов продолжается. Вот уже второй такой сайт, "Бойцовский клуб" (Combats.ru), пробился в Big20. Первый игровой сайт, 7wolf.net, вошел в Big20 еще в марте. В основном же состав Big20 остается неизменным, если не считать сезонные колебания и эпизодическое вхождение в список (и выбытие из него) отраслевых лидеров, таких, как Сотовик (Sotovik.ru). В частности, развлекательный ресурс "Омен", принадлежащий Golden Telecom, на период каникул потеснил Referat.ru, также входящий в число ресурсов Golden.

Фактор сезонности здесь проявляется прежде всего в форме миграции в двадцатку и обратно образовательных ресурсов, для аудитории которых характерны значительные сезонные колебания. Осенью, с началом учебы после летних каникул, все ресурсы, связанные с образованием, идут вверх. Не исключено, что это приведет к вытеснению из Big20 одного из игровых сайтов.

Недельный охват аудитории "большой двадцатки" в марте 2003 г. превысил 2 млн. россиян. Летом имел место сезонный спад с минимумом в 1,7 млн. человек (конец июля). Однако важно отметить, что это падение охвата аудитории (14%) на удивление невелико по сравнению с падением на 24% летом 2002 г. Возможно, это связано с дождливой погодой: люди сидели в сети вместо того, чтобы лежать на пляже. Но может быть и другое объяснение, связанное с ростом ядра аудитории интернета. Очевидно, что этот процесс происходит параллельно с ростом аудитории сети. Это косвенно подтверждается и тем, что по активности посетителей сезонный спад оказался и вовсе незаметен, зато с началом осени наметился ощутимый рост активности.

Лидеры роста

Рассмотрим теперь "двадцатку роста" (таблица 2) - рейтинг сайтов, лидирующих по абсолютному приросту суточной аудитории за год. Этот рейтинг похож на Big20, то есть "большую двадцатку". Различие их состоит в том, что "большая двадцатка" фиксирует текущее состояние сети, акцентируя внимание на крупнейших ресурсах с уникальной аудиторией, в то время как новый рейтинг показывает тенденции изменения этого состояния. Здесь тоже соревнуются "тяжеловесы". Однако это не столько "динозавры", сколько "восходящие звезды", то есть те ресурсы, аудитория которых сильнее всего выросла за последний год. Из рейтинга исключены собственные ресурсы Rambler"а. "Двадцатка роста" использует абсолютный прирост аудитории. Например, за год, прошедший между июлем 2002-го и июлем 2003-го, средняя суточная аудитория Mail.Ru выросла почти на 122 тыс. человек, аудитория "Бойцовского клуба" - на 32 тыс. и аудитория "Дней.Ру" - на 29 тыс. человек. Заметим, что за год с марта 2002-го по март 2003-го средняя суточная аудитория Mail.Ru, по данным Top100, выросла на 157 тыс. человек. Это несоответствие свидетельствует о том, что абсолютные значения показателя роста подвержены сезонным колебаниям.

Таблица 2.

⌠Двадцатка роста■ в июле 2003 г. Рейтинг лидеров роста

  Название URL Прирост суточной аудитории %
1 Почта @ Mail.ru http://mail.ru 122 355 40
2 Бойцовский клуб http://www.combats.ru 32 000 93
3 Дни.Ру http://www.dni.ru 28 590 54
4 Gismeteo.ru http://www.gismeteo.ru/weather/towns.html 20 375 60
5 РБК http://www.rbc.ru/index.shtml 17 759 22
6 Советский спорт http://www.sovsport.ru 14 702 82
7 7wolf.net http://www.7wolf.net/ 14 663 62
8 Первый канал http://www.ortv.ru/ 9241 61
9 Auto.ru http://www.cars.auto.ru 8422 54
10 HotBox.ru http://www.hotbox.ru 8145 15
11 Lenty.ru http://www.lenty.ru/ 7519 68
12 Газета.ru: Спорт http://www.gazeta.ru/sport.shtml 7501 49
13 Московское метеобюро http://www.hmn.ru 7157 80
14 Правда.Ру http://pravda.ru 6468 58
15 Новая Почта http://www.newmail.ru 6431 32
16 МК http://www.mk.ru 6259 60
17 Спорт-Экспресс http://www.sport-express.ru 5505 18
18 Банк рефератов http://www.bankreferatov.ru 5291 38
19 Газета.ru: Политика http://www.gazeta.ru/politics.shtml 4982 37
20 UA.FM-почта http://ua.fm 4719 60

Источник: Rambler’s Top100

Мы не рассматриваем те сайты, которые не участвуют в рейтинге Top100, поскольку не имеем доступа к их статистике. В частности, Narod.Ru, вышедший из рейтинга, скорее всего попал бы в Big20.

Игровые сайты по-прежнему растут опережающими темпами. В частности, крупнейший сайт онлайновых игр "Бойцовский клуб", который, как было указано выше, вошел и в Big20, вырос за год почти вдвое и обошел Дни.Ру в "двадцатке роста". Это едва ли не рекордный рост для таких крупных ресурсов.

Популярность игровых сайтов растет во всем мире. Каждый месяц с помощью компьютеров или игровых приставок в интернете играют более 30 млн. американцев. Возможно, за этим они в первую очередь и ходят в сеть. У новой волны популярности игр есть две причины. Во-первых, это распространение широкополосного доступа к интернету (ADSL или выделенный канал) как в частных квартирах, так и в интернет-кафе. Во-вторых, наличие игровых консолей. По данным Nielsen/NetRatings, каждый день прошлогодней весны проекты порталов MSN и Yahoo! посещали 7,2 и 6,2 млн. человек соответственно. В течение ближайших 5 лет, по прогнозу Jupiter Research, общий оборот рынка онлайновых игр может вырасти до 1,4 млрд. долл. (общий объем рынка компьютерных игр сегодня оценивается в 10 млрд. долл.). Похоже, что платная подписка на компьютерные игры становится лидером среди всех сервисов по предоставлению платного контента через интернет. Любопытно, что популярность игр сама по себе также является мощным стимулом "ускорения" интернета, то есть роста числа широкополосных подключений.

По окончании войны в Ираке "двадцатку роста" покинули некоторые крупные онлайновые СМИ. Среди оставшихся - две спортивные газеты, "Спорт-экспресс" и "Советский спорт", а также спортивный раздел Gazeta.ru. При этом суточная аудитория "Советского спорта" выросла на 82% и по показателю темпов роста уступила только "Бойцовскому клубу". Продолжают наращивать аудиторию два лидирующих в 2003 г. интернет-издания: РБК и Дни.Ру.

Первой (вероятно, не последней) ласточкой предвыборного сезона 2003/2004 г. в "двадцатке роста" стал политический раздел Газеты.Ру, что скорее всего обусловлено событиями, связанными с компанией ЮКОС. Осенью 2003 г. следует ожидать активизации и других ресурсов, посвященных политике.

Говорят, что в XXI веке мы променяли климат на погоду. Благодаря быстрым и порой непредсказуемым изменениям погоды этим летом в "двадцатке роста" оказались сразу два сайта с метеоновостями: ветеран - ФОБОС (Gismeteo.ru) и новичок - "Московское метеобюро" (hmn.ru).

В течение всего 2003 г. крупнейшие развлекательные сайты старого образца, такие, как подборки анекдотов и коллекции фотографий, возглавляют "двадцатку потерь" (от составления которой мы решили воздержаться). Максимальные потери "традиционных" развлекательных ресурсов по сравнению с мартом прошлого года составляют более 10 тыс. человек в сутки. Кроме того, потери понесли спортивные разделы крупных порталов. Это связано с тем, что в июле 2002 г. аудитория этих разделов еще обсуждала результаты чемпионата мира по футболу и соответствующие показатели были выше обычного уровня, в то время как в 2003 г. политика обещает быть более интересной, чем спортивные соревнования.

Впрочем, результатом нашего анализа является вывод о том, что революции в интернете не предвидится. По скорости роста аудитории крупные порталы (Mail, Rambler, Yandex) сохраняют за собой первые места. Мы уже успели привыкнуть к такому положению вещей и перестали задаваться вопросом о том, почему это происходит. Возможно, напрасно, потому что сохранение лидерства порталов свидетельствует не только о высокой востребованности предоставляемых ими базовых услуг по коммуникации, поиску и навигации в сети, но также о продолжающемся поступлении новых пользователей, которые начинают осваивать интернет со "входа". Для новичков эти сайты чаще всего служат одинокими маяками в хаосе интернета: сеть пока что является новой коммуникационной средой и большинству россиян еще только предстоит подобрать к ней ключ.

Бизнес идет в интернет

Хотя время интернет-лихорадки безвозвратно ушло, люди по-прежнему продолжают делать сайты, и сейчас - больше, чем когда-либо раньше. Общее количество участников рейтинга Rambler"s Top100 за период с января по август 2003 г. выросло приблизительно на 15 тыс., а по отдельным категориям прирост составил до 38% (без учета категории "Страхование", где рост превысил 100%). В декабре 2002 г. Top100 насчитывал почти 95 тыс. "активных" сайтов (т.е. таких, где есть хотя бы один посетитель в неделю), а в августе 2003-го - 106,7 тыс. таких сайтов. В сентябре 2003 г. Тор100 был зарегистрирован полумиллионный ресурс за всю историю рейтинга. Надо учитывать, что из этой огромной цифры какого-то количества ресурсов уже просто не существует, а большинство оставшихся не относятся к категории "активных", то есть, по сути, висят в сети мертвым грузом.

В таблице 3 приводятся 20 наиболее быстро растущих категорий Top100.

Таблица 3.

20 наиболее быстро растущих категорий Top100

Рейтинг Категория Число сайтов Темпы роста, %
1 Страхование 194 108,6
2 Строительство 3629 38,14
3 Товары и услуги 6892 35,22
4 Техника 1378 31,49
5 Электроника 1121 29,45
6 Отдых 1653 29,24
7 Фото 1245 29,02
8 Связь 1872 28,48
9 Медицина 2955 28,20
10 Экспертиза 234 24,47
11 Недвижимость 1298 24,33
12 Фармацевтика 496 23,69
13 Театр 303 23,67
14 Природа 857 23,31
15 Технологии 1028 22,82
16 Искусство 1504 22,18
17 Кино 981 22,01
18 Железо 643 21,78
19 Дети 663 21,43
20 Путешествия 3278 21,09

Источник: Rambler’s Top100

Рассмотрев, какими же сайтами прирастал интернет в России, мы обнаруживаем очень простую и легко объяснимую картину. Быстрее всего - не менее чем на 19% в год - увеличивалась численность ресурсов в категориях (здесь и далее понятия "категория" и "раздел", используемые при описании работы Top100, равнозначны), имеющих отношение к собственности, товарам, услугам, бизнесу и карьере. Подавляющее большинство разделов, где веб-мастера создавали сайты опережающими темпами (прирост 20% и выше), составляют именно они. Максимальные темпы прироста числа сайтов наблюдаются в категориях "Строительство" (38%), "Товары и услуги" (35%), "Техника" (32%), "Электроника" (29%), "Отдых" (29%), "Фото" (29%), "Связь" (28%), "Медицина" (28%) и "Экспертиза" (24%). Оживились культурно-развлекательные категории, где высокий рост показали сайты о фотографии (29%), театре (24%), кино (22%).

Традиционный бизнес продолжает наступать. Предприниматели поняли, что состоятельные слои российского общества регулярно используют интернет, и тоже начали его осваивать в надежде привлечь новых клиентов. Важным показателем процесса может служить растущий день ото дня поток отечественного спама, который может измерить каждый, кто пользуется электронной почтой.

Российский бизнес, появляясь в сети, открывает для себя возможности прямой коммуникации с целевым потребителем. Это наблюдение можно подкрепить очевидным ростом спроса и цен на рекламу на ключевых сетевых ресурсах. Однако многие специалисты сходятся во мнении, что реклама в интернете по-прежнему относительно недооценена. У нас нет сомнений в том, что рынок сетевой рекламы в России сохраняет значительный потенциал роста, как с точки зрения объемов продаж (прежде всего контекстной рекламы), так и с точки зрения внедрения новых рекламных форматов и моделей продвижения.

Несомненно, более полное знание особенностей и предпочтений аудитории сети интернет может этому только способствовать.

Кто такие пользователи и где они живут

По данным КОМКОН, самая большая группа пользователей - это молодые люди в возрасте от 16 до 24 лет, то есть старшеклассники и студенты. На нее приходится треть всей интернет-аудитории. Чуть менее трети составляют пользователи в возрасте от 25 до 39 лет. На детей до 15 лет приходится чуть более 10%, на пользователей старше 40, но моложе 55 лет - 20%. Примечательно, что эта группа растет почти так же быстро, как и "студенческая". Пенсионеров, использующих сеть, на порядок меньше, чем школьников и студентов. Если говорить о распределении интересов, метод кластерного анализа позволяет выделить в аудитории следующие тенденции.

1) Молодежь до 20-22 лет интересуется компьютерными играми, музыкой, видео, шоу-бизнесом и знакомствами. Играми и музыкой увлекаются в основном юноши, знакомствами и шоу-бизнесом - девушки. На студенческий возраст приходится и пик интереса к образовательным сайтам. Кстати, каждый год во время сессии запрос "рефераты" в поисковой системе Rambler выходит на первое место.

2) Пользователи среднего возраста, подключающиеся к сети на работе, просматривают информацию, связанную с политикой, финансами, коммерцией, новостями.

3) Женщины более склонны интересоваться новостями искусства, медицины и всем, что связано с путешествиями.

4) Велика группа мужчин, которые интересуются техникой, автомобилями, программным обеспечением, эротикой. Их гораздо меньше интересует искусство и медицина.

О посетителях интернета в целом можно сказать, что эти люди ведут активный образ жизни, они чаще остальных выезжают за границу, читают преимущественно зарубежную прозу, занимаются модными видами спорта, среди которых бодибилдинг, горные лыжи, ролики, теннис, бильярд, боулинг. Особой популярностью среди посетителей сети пользуется туризм. В целом интерес к политике ниже, чем к науке и культуре. Любопытный факт: посетителя сети в отличие от среднестатистического россиянина совсем не волнует распад Советского Союза.

В зависимости от места выхода в киберпространство аудитория явно разделяется на две группы: те, кто выходит в интернет из дома, и те, кто делает это на работе. Из графиков 3 и 4 несложно составить представление об их различии.

Мы видим, что на работе люди много времени уделяют прессе, новостям техники, экономики, производителям товаров и услуг. Наоборот, дома лидируют развлечения, компьютерные игры, музыка.


Структура интересов пользователей, выходящих в интернет на работ .(Источник:КОМКОН)


Структура интересов пользователей, выходящих в интернет дома.(Источник:КОМКОН)

Технические средства сети позволяют четко определить зависимость интересов от местонахождения пользователей.

Специалисты Rambler"а уже несколько лет отслеживают эту зависимость, и здесь мы решили представить вашему вниманию сводную таблицу 4, дающую исчерпывающую информацию. Категории Top100 приведены в порядке убывания интересов жителей столицы.

Таблица 4.

Структура интересов московских пользователей интернета


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Казахстане в сентябре в стране начнутся клинические испытания вакцины против COVID-19

В Казахстане в сентябре в стране начнутся клинические испытания вакцины против COVID-19

0
142
В "Даркнет" утекла база данных с номерами паспортов россиян-избирателей

В "Даркнет" утекла база данных с номерами паспортов россиян-избирателей

0
256
Пол Уилан, осужденный в России 15 июня на 16 лет за шпионаж, будет отбывать наказание в колонии Мордовии

Пол Уилан, осужденный в России 15 июня на 16 лет за шпионаж, будет отбывать наказание в колонии Мордовии

0
179
В 2021 году ждут новую рецессию

В 2021 году ждут новую рецессию

Ольга Соловьева

Секвестр бюджета не пойдет на пользу экономике

0
577

Другие новости

Загрузка...
Категория Москва Петербург Регионы Зарубежье Группа категорий
1 Страхование 49,35% 6,84% 19,00% 20,36% бизнес и карьера
2 Банки 44,23% 6,28% 27,36% 18,58% бизнес и карьера
3 Театр 42,89% 6,67% 16,20% 29,06% культура и искусство
4 Недвижимость 41,30% 8,01% 21,05% 25,34% товары и услуги
5 Провайдеры 40,94% 6,97% 23,01% 23,75% компьютеры и интернет
6 Фармацевтика 40,40% 5,97% 25,09% 24,77% медицина
7 Работа 39,80% 8,50% 21,57% 25,91% бизнес и карьера
8 Экспертиза 38,32% 6,20% 28,07% 23,16% товары и услуги
9 Администрации 36,79% 6,68% 34,10% 18,32% общество и политика
10 Товары и услуги 36,19% 6,45% 26,20% 26,59% товары и услуги
11 Компании 36,11% 6,29% 31,34% 21,97% бизнес и карьера
12 Законы 35,30% 6,35% 30,17% 23,75% общество и политика
13 Строительство 34,75% 6,32% 26,38% 27,23% товары и услуги
14 Бизнес и финансы 34,67% 6,77% 25,97% 27,89% бизнес и карьера
15 Электронная коммерция 34,44% 5,73% 26,55% 28,12% товары и услуги
16 Транспорт 34,07% 6,60% 21,96% 31,02% места и люди
17 Авто и мото 34,03% 5,93% 25,30% 29,50% увлечения и отдых
18 Аналитика 32,37% 5,75% 21,73% 34,84% общество и политика
19 Путешествия 32,36% 6,64% 25,15% 30,24% места и люди
20 Связь 31,66% 9,24% 26,70% 27,73% товары и услуги
21 Продукты питания 30,51% 6,61% 24,42% 33,13% товары и услуги
22 Дети 30,14% 6,42% 24,25% 34,07% увлечения и отдых
23 Железо 29,35% 5,97% 27,43% 31,71% компьютеры и интернет
24 Медицина 29,22% 5,95% 25,65% 33,68% медицина
25 Классификаторы 29,18% 6,76% 27,04% 32,41% компьютеры и интернет
26 Реклама 28,90% 5,85% 24,46% 34,41% товары и услуги
27 Компьютеры 28,80% 6,51% 26,55% 32,77% компьютеры и интернет
28 Техника 28,29% 5,25% 26,34% 34,24% наука и техника
29 Увлечения и хобби 28,03% 7,30% 24,70% 34,54% увлечения и отдых
30 Природа 27,94% 7,14% 38,22% 22,51% увлечения и отдых
31 Наука 27,94% 6,36% 30,11% 31,03% наука и техника
32 Отдых 27,86% 6,31% 22,26% 37,87% увлечения и отдых
33 Спорт 27,78% 6,51% 23,81% 36,47% увлечения и отдых
34 Искусство 27,49% 5,85% 20,56% 39,78% культура и искусство
35 Прочее 26,58% 6,36% 25,66% 35,63% прочее
36 Сервисы 26,32% 7,46% 24,72% 36,41% компьютеры и интернет
37 Безопасность 26,14% 5,55% 24,14% 37,89% компьютеры и интернет
38 СМИ и периодика 25,98% 5,28% 19,39% 42,68% СМИ
39 Кино 25,82% 5,96% 22,99% 38,68% культура и искусство
40 Образование 25,27% 6,16% 32,52% 31,32% наука и техника