0
1394

09.12.1999 00:00:00

Две стороны ветра


Эдуард Уодсворт. Завтра утром. 1929-1944.
В ВЕЙМАРЕ 4 декабря состоялось награждение победителей Всемирного конкурса эссе, который проводился берлинским журналом "Lettre International" и Веймаром-99 (культурным городом Европы этого года) в содружестве с Институтом имени Гете. На поставленный осенью 1997 года двойной вопрос - "Освободить прошлое от будущего? Освободить будущее от прошлого?" - откликнулся 2281 эссеист из 123 стран. По мысли устроителей, состязание было призвано дать новую жизнь традиции академических конкурсов, особенно плодотворной в XVIII-XIX веках. Конкурсная тема была отобрана из 113 предложений, внесенных деятелями науки, культуры, искусства разных стран.

Конкурс проходил в два этапа. На первом семь национальных жюри - английское, арабское, испанское, китайское, немецкое, русское и французское - выбрали 43 лучших эссе, которые были переведены на английский и немецкий языки. На втором этапе собравшееся в Веймаре 30-31 октября 1999 года международное жюри определило победителей.

И тут нас, россиян, носителей русского языка, ждал приятный сюрприз. После напряженных многочасовых дебатов большинство членов жюри, каждый из которых представлял один языковый регион, - в него входили Эдуард Глиссан, Брайтен Брайтенбах, Андрей Битов, Халим Баракат, Адела Кортина, Борис Гройс и Ван Янг - признало лучшим эссе, написанное на русском языке.

Произошла настоящая сенсация! Конкурс был строго анонимным, и никто из членов жюри не знал имен авторов. Когда же завеса тайны была приоткрыта, победительницей конкурса оказалась 20-летняя студентка МГИМО из Самары Иветта Герасимчук, написавшая эссе "Словарь ветров". Ей и была присуждена премия в размере 50 тысяч немецких марок.

Победившее эссе построено в виде словаря, повествующего о борьбе анемофилов (сторонников ветров перемен) с хронистами (сторонниками сохранения прошлого) и состоит из коротких статей о в основном вымышленных представителях этих течений, инструментах измерения ветров, известных бурях прошлого, маяках, Часовщике (творце мира) и т.д. Автор явно не симпатизирует ни одной из сторон, но обстоятельно описывает детали их древнего противостояния. Стилистически это заставляет вспоминать Умберто Эко и "Хазарский словарь" Павича.

Второе место получило эссе американского философа из Сиэтла Луиса Уолчера "Язык времени". Его автор оспаривает само существование прошлого, настоящего и будущего вне конкретных языковых игр. Поэтому и освобождение одного от другого не имеет для него смысла. Выдержанное в стиле аналитической философии эссе в финале неожиданно отсылает к буддийской традиции (непосредственное усмотрение без называния).

Третье место поделили два эссе. Первое из них, под названием "Дома", написано журналистом из Белграда Велимиром Кургусом Казимиром. На примере семьи и знакомых автора в нем описывается ситуация в Сербии последних десяти лет. Один родственник находит корни сербской нации в древней Индии, другой, всю жизнь прослуживший маршалу Тито, став антикоммунистом, сохранил прежние коммунистические инстинкты: авторитаризм, поиски врага, уверенность в том, что сложные проблемы имеют простое решение. Старый дом остался недостроенным, на строительство нового хронически не хватает денег. Так что жизнь протекает между старым и новым домом, в несуществующем настоящем. Эссе, разделившее с ним третье место, принадлежит перу уроженца Франции Кристофа Уол-Романа, живущего в Калифорнии, и называется "Метадолг" или более литературно "Долг, который нельзя отдать". Это страстный памфлет против колониализма как долга, который самодовольная Европа даже не пытается отдать или просто признать таковым. В постановке веймарского вопроса он также усматривает продолжение ловушки, в которую западное человечество пытается загнать весь мир, чтобы извлекать прибыль из своего гуманизма. Это также гимн поэтической свободе языка. Обвинения ритмически аранжированы таким образом, что становятся частью поэтико-философской эпопеи, внутри которой долг не может быть возвращен.

Итак, все четыре эссе-победителя роднит критика конкурсного вопроса. В остальном они различны: и по стилю, и по способу мышления.

Я всегда скептически относился к слову "постмодернизм", но в данном случае постмодернистский вкус проявил себя довольно явно. Критерии выбора с точки зрения этого вкуса как бы устанавливаются для каждого текста отдельно. Выбор одного не предопределяет выбор другого. В одном контексте выбирается деполитизованность, в другом - крайняя ангажированность и даже революционность, в одном контексте - интересная наррация, в другом - безжалостный аналитизм. Если одна позиция уже выбрана, то следующим шагом скорее всего выбирается другая. Важным оказывается не сам стиль, а предполагаемая качественность текстов.

В знаменитом веймарском отеле "Элефант" четырем победителям были вручены премии. На церемонии присутствовали представители прессы, радио и телевидения, а также организаторы конкурса и некоторые члены международного жюри. В первой десятке оказались три английских, три русских, два французских и два китайских эссе.

На пятом месте - эссе крупного французского писателя и философа Жана-Пьера Фая "Прозрачный город". Восьмое место получило эссе живущего с начала 90-х гг. в США известного литературного критика и культуролога Михаила Эпштейна "Темпоцид". На десятом месте эссе Владимира Баранова (кафедра прикладной математики МГУ) "Победитель получает все".

Такой состав участников еще больше оттеняет успех московской студентки в конкурсе, не имеющем по размаху прецедентов в XX веке и завершающем его на неожиданно оптимистической для россиян ноте.

Веймар-Берлин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
2647
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
2329
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
1789
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
1620

Другие новости