0
3490

05.07.2001 00:00:00

Общество дохлых поэтов

Тэги: акунин, любовница, смерти, любовник


Борис Акунин. Любовница смерти. - М.: Захаров, 2001, 245 с.

Борис Акунин. Любовник Смерти. - М.: Захаров, 2001, 245 с.

ПИСАТЬ о свежем детективе - занятие неблагодарное. Чтобы что-то объяснить, нужно пересказать хотя бы часть сюжета, и все может получиться как в известном анекдоте про кинотеатр и опоздавшего зрителя.

Люди, узнавшие, что новых акунинских романов два, сразу предположили, что один - "мужская" версия, а другой - "женская". И что нужно искать тот магический абзац, который их различает, а потом сесть на велосипед и ехать к кофейне в районе самой красивой площади города... Далее - по тексту.

Эти ожидания симптоматичны - после того как Акунин весело поиграл стилями на острове мертвых монахов, было бы неудивительно, если б он написал пародию на модный "Хазарский словарь".

Однако оба детектива объединяют только время действия - август-сентябрь последнего года XIX века - да Фандорин с японским компаньоном. Сразу совет - лучше сначала читать про любовницу, а уж потом - "мужскую" версию.

История про любовника Смерти - некоторая путаница с большими и маленькими буквами - про то, как любовник любит барышню по прозванию Смерть, а сама любовница без ума от смерти в прямом смысле.

Роман о любовнице - действительно почти пародия, отсылающая к истории про принца Флоризеля, известного в России скорее по фильму, а не по рассказам Стивенсона. Да и Фандорин появляется в московском Клубе самоубийц под именем принца Гэндзи. В одном из пассажей автор прямо ссылается на Стивенсона. Было бы как у Стивенсона, если б не акунинский юмор. Потому как акунинский Клуб самоубийц есть общество мертвых поэтов. Все его члены, готовясь к смерти, стихи писать просто обязаны. Это своего рода литературный семинар. Что за стихи - пересказывать не надо, Акунин все пояснил в благодарственных строках на второй странице: "Автор благодарен Сергею Гандлевскому и Льву Рубинштейну, которые помогли персонажам этого романа - Гдлевскому и Лорелее Рубинштейн - написать красивые стихи".

Тема самоубийства творческой личности (см. книгу Григория Чхартишвили "Писатель и самоубийство") в "Любовнице смерти" чуть ли не перевешивает основную - детективную - интригу. Кстати, хозяина клуба зовут Просперо, есть и Калибан (см. пьесу Шекспира "Буря").

Общество мертвых поэтов функционирует в Москве в то же самое время, когда на Хитровке действуют разбойники из второго романа, тут - интеллектуалы-декаденты, там - ворье и убийцы. Тут, в обществе мертвых поэтов, предчувствие конца века, комичное ломание, клюквенный сок поначалу, там, напротив, с первых страниц натуральная кровища льет без края. Два мира, два детства - все как в зеркале. Зеркальны и обложки романов.

Интонации Гиляровского очевидны в повествовании о молодом, да раннем воришке Сеньке Скорике, что влюблен был в разбойничью маруху по прозванию Смерть. Причем старейший городовой Хитровки у Гиляровского зовется Федот Иванович, а у Акунина - Иван Федотович, вместо Рудникова - Будников. Что и говорить - описаны они почти одинаково, только судьбы у них поменяны, как поменяны местами имя с отчеством.

Шпана с Хитровки время от времени сталкивается с членами общества мертвых поэтов, но Фандорин, этот регулировщик с "полосатой палочкой", разводит их в разные стороны. Тут есть и знаменитые подземные ходы, и ночлежки, и прочий колорит, а есть и исторический отсыл к старинному серебру и попрятанным кладам. Отчасти финал похож на "Алтын-Толобаса" с его подземельями, но большего сказать нельзя, чтобы действительно не оказаться в положении того самого работника кинотеатра.

Необходимо отметить, что Фандорин превращается в настоящего супермена, одним из признаков которого - одиночество. Так Джеймс Бонд, если и женится, то только в помрачении, да и проживет он женатым от силы час, пока очередные негодяи не сделают из его суженой дуршлаг. Девушка, связавшаяся с суперменом, - потенциальная покойница или обречена на расставание. Так и Фандорин - к концу обоих романов он вернется на исходные позиции и начнет движение по проселочной дороге.

Итак, новый двойной Фандорин явился. Акунин, к счастью, не сбился на ретропародию современной московской тусовки. Читателю достались два полновесных романа - с несколькими дохлыми поэтами и двумя десятками трупов на Хитровке.

Напрасно Григорий Чхартишвили ранней весной хотел было проститься с Фандориным. Наш ему совет: Фандорина надо лелеять. И помимо сериала, который уже снимается, запустить его в комиксы, на майки, на водочные и пивные этикетки (водка "Эраст", пиво "Фандорин. Легкое"), на плакаты, в радиопостановки и премии... Словом ваять из него национальную идею, об отсутствии которой так тоскует отечество. Но уж ваять на манер Симпсонов или Астерикса, а не псевдоюнкеров одеколонщика Михалкова.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Финансовый сектор начал трансформироваться под влиянием искусственного интеллекта

Финансовый сектор начал трансформироваться под влиянием искусственного интеллекта

Анастасия Башкатова

Более 20 миллионов частных игроков на бирже в России пока теряют средства даже в период роста рынка

0
696
Уральский вуз осуждают за обер-прокурора

Уральский вуз осуждают за обер-прокурора

Андрей Мельников

В Екатеринбурге увековечили память о неоднозначном церковном деятеле

0
714
Москва и Пекин обсуждают планы помощи Гаване

Москва и Пекин обсуждают планы помощи Гаване

Михаил Сергеев

Россия обладает определенным иммунитетом к повышению американских экспортных пошлин

0
1030
Лозунг "За свободный интернет!" разогреет протестные слои электората

Лозунг "За свободный интернет!" разогреет протестные слои электората

Дарья Гармоненко

Левая оппозиция ставит только вопрос о Telegram, "Новые люди" пока отмалчиваются

0
915