0
1382

20.02.2003 00:00:00

Поэтика и смысл-II

Тэги: айтматов, плаха, роман, творчество


Окончание. Начало см. в "НГ Ex libris" от 13.02.2003

Авдий ведет себя как странный человек из Галилеи, который, по словам айтматовского Понтия Пилата, не догадался ради своего спасения сказать в свою пользу двух слов... В романе воспроизводятся сцены, предшествовавшие распятию Христа, его диалог с Понтием Пилатом - предприятие рискованное, тем более что тот же диалог уже воспроизвел Булгаков в романе "Мастер и Маргарита". Но автор закономерно соотносит весь эпизод с Библией и предоставляет слово персонажам, созданным и здесь на мифологическом материале. Ведомый любовью к женщине, во втором микроромане Авдий возвращается в Казахстан, ради временного заработка нанимается в группу ловцов антилоп в степи Моюнкумы и поняв, что речь идет об истреблении, об уничтожении крупного природного заповедника, выступает против главаря банды Обера-Кандалова, выходца из преступного мира. Ему определяют наказание: быть распятым на веревках, на ветвях высохшего дерева. Не вынеся мучений, Авдий умирает.

Последняя часть романа естественным образом соотносится с предыдущими, диспут об экзистенциальных и моральных проблемах поднимается на новый художественный уровень. Волки становятся полноправными персонажами, а новый протагонист - Бостон (Серый Кожух) выступает носителем все того же мотива: мотива ответственности человека за свою судьбу и судьбы мира. Это яркий, современный тип, действующий в традиционной, даже архаической бытовой среде и противостоящий ей, как и Авдий, хотя его трагическая вина заключается в другом.

В отличие от Булгакова или, скажем, Гарсиа Маркеса, у которых мифологический элемент свободно вписывается в современность, смешивается с повседневностью, у Айтматова мифический пласт сохраняет свою самостоятельность, а пласты реально-психологический и современный приобретают благодаря параллелям-сопоставлениям с пластом мифологическим - новые измерения.

***

Стойкая эпическая конструкция "Плахи" выдерживает экзамен и благодаря введению элементов мифического, исключительного, случайного в их крайней форме - в виде несчастного случая. Структура романа опирается на самые различные - разнообразные - линии. Принцип монтажа распространяется и на большие сегменты, даже на целые части произведения (как у Тарковского, например, в "Андрее Рублеве"). Трехчастное построение романа определяется не только развертыванием эпического действия, указанными вехами романов, но и другими критериями.

Роль доминанты играет литературный мотив как идейно-структурное единство, созданное из эпического материала, из предметных, психологических, идейных, стилистических мотивов, но не путем линейного высказывания, а путем свободных сближений, ассоциаций, противопоставлений. Использование повтора для построения некоторых ипостасей символических образов приобретает ту же роль, которую оно играет и в музыкальных произведениях.

Завязка романа, включающая, как обычно, предысторию персонажей и описание обстановки, благодаря приемам, восходящим к таким музыкальным формам, как прелюдия или увертюра, намечает, воспроизводит in nuce литературные мотивы, развиваемые затем в основных частях романа. Увертюра романа включает сегменты сцен, взятых из середины действия - если рассматривать его в хронологическом порядке. Так создаются опорные пункты временной структуры с помощью пересечения планов: настоящее-будущее-прошлое, хронологическая последовательность фабулы снимается сюжетом.

Речь идет о приеме, с которым нас познакомило искусство кино, хотя правда и то, что роман использовал его уже давно и каждый раз - иначе. (Убедителен в этом смысле пример романа Лермонтова "Герой нашего времени".) Пролог "Плахи" представляет собой flash back - взгляд с большого расстояния на события, описанные в первых двух частях, к которым добавляются, по принципу мотивного построения и на основе описания потока сознания героя, великолепные религиозные гимны, исполняемые болгарским хором, и потрясающая "Грузинская баллада".

Центральные литературные мотивы намечены здесь несколькими четкими линиями, выразительными, эмблематичными, предметными образами. Так, аэродинамические волны, распространяемые в полете вертолетом, срывают с вершины горы камни, которые, увлекая за собой другие камни и скалы, снежные и ледяные вихри, вызывают настоящую катастрофу, - символ и предсказание угрозы самому нашему существованию, которую таит нарушение экологического равновесия, самодостаточная сверхтехнизация. В собственно сюжетном, событийном пласте этот мотив развивается в двух направлениях: как судьба семейства волков и антропоморфного героя Авдия.

Концерт болгарского хора в здании Московского музея изобразительных искусств имени Пушкина, где в те годы давал свои концерты и великий пианист Святослав Рихтер, раскрывает с помощью музыки высокие чувства свободы, вечные ценности жизни человека, его подлинную духовность. "Грузинская баллада" также воспевает превосходство основных ценностей человеческого существования: свободы, достоинства, самой жизни - над социальными конфликтами, отвергая с редким художественным мастерством насилие и преступление, замаскированные доведенными до абсурда ложными концептами классовой борьбы.

***

Как настоящий мастер, Айтматов использует самые современные приемы повествования. Основная, отправная перспектива - это объективное классическое повествование, в котором персонажи и события подаются грамматически от третьего лица: он, она... было видно, случилось... Так, погруженная в чудесную гармонию, с мощным скрытым контрапунктом с самого начала устанавливается объективная повествовательная перспектива. Но уже на второй странице в ее рамках возникает иной регистр, нить повествования вручается персонажу - Акбаре.

Так осуществляется переход к современной повествовательной стратегии - опосредованному повествованию: рядом с голосами автора и Авдия почти незаметно вводится глас Акбары, и целый важный сегмент художественной действительности раскрывается ею без помощи безличного повествования, то есть автора. Акбара в состоянии сделать это лучше: она обладает памятью и является авторитетным свидетелем, имеющим опыт и живое сознание, и все это - аргументы, говорящие сами за себя. Так, повествование от лица посредника-свидетеля или во имя героя вводит полифонию голосов на уровне событий, открывает путь потоку сознания, пересечению временных пластов. Уже во вступительной части - как потом и во многих других - читатель встречается с исповедью-свидетельством протагониста.

Богатство и разнообразие повествовательных перспектив становится верным источником художественной выразительности, позволяя читателю, сметя все преграды, занять место в самом центре реально-воображаемого мира и заставляя его ориентироваться в нем, судить его самостоятельно. Принятая художественная формула - в контексте великой прозы века - открывает путь полифонии, субъективным голосам, иначе невозможным в эпической структуре. В этой системе законные права получает и субъективность автора, выраженная в комментариях. Авторский голос не сводится, разумеется, к этой субъективности и выражается прежде всего в специфических эпических структурах, подчиняя лиризм драматизму. Но мы больше не можем требовать от современного писателя чистой этики, чистой художественности. Скорее следовало бы расширить понятие художественности в романе как о свободном литературном жанре: если субъективность проникает в роман через поток сознания протагонистов, почему бы не признать и звучащий под сурдину от первого лица голос автора?

При внимательном чтении можно легко уловить не только черты, общие для Авдия и Иисуса, но и различия между ними. Айтматов осуществляет эту параллель сложным ассоциативно-контрастивным путем, а повсеместная интертекстуальность пополняется включением в текст библейских сцен, в принципе столь же оригинальных, как и сцены, берущие свои истоки в истории, в повседневном факте, в документе или в сфере фантастики. Материал в большой мере обусловливает процесс творчества, но определяющими остаются эстетическое видение автора и сила его воображения, наделяющие любой материал новыми смыслами.

Авдий с его жаждой свободы и личного достоинства, с незапятнанной чистотой молодости, со склонностью к самопожертвованию - это начинающий, современный ученик Христа, в клетчатой рубашке, в свитере и джинсах, ученик особенно в сфере чувств и намерений. У него нет еще не только мудрости Учителя, но и культа страдания, и принципа ненасилия. Он искатель нового, современного бога, по сути - подлинной этики, возможной в тех условиях, в которых существует в 70-80-е годы ХХ века социалистическое общество.

Проявляемая Авдием непоследовательность в понимании концептов православного христианства необязательно говорит против него, скорее наоборот. Для айтматовского Иисуса все люди - не исключая диктатора, предателя или палача - это добрые люди, для Авдия - нет. Он сталкивается с ними открыто, прибегая не только к орудию правды, веры или добра, но и к насилию - в словах и даже в поступках, не учитывая права другого на заблуждение, на ошибку. Авдий не учился политике, не прошел школы демократии, и, что еще важнее, ему негде применить ее правила. В поезде, противостоя целой банде продавцов наркотиков и ее главарю Гришану - подлинному олицетворению зла, Авдий пытается наставить своих новых товарищей на путь истинный. Он объясняет им, что Гришан - это настоящий дьявол.

Он выбрасывает мешок с анашой за дверь вагона и пытается заставить искателей обратиться к богу. И все это - не думая о том, что провал может стоить ему жизни. Профетизм Авдия утопичен, но благороден. Мужество, с которым он выступает против догмы и диктатуры, глубоко впечатляет. Но еще более впечатляющей - поистине ужасающей - оказывается его гибель, спровоцированная адептами новой нигилистической этики: под защитой власти - все возможно.

Фигура Христа оказывается антитетичной именно такому, айтматовскому Понтию Пилату, который, казалось бы, отрекается от этических ценностей во имя политики, но, по сути, им движет стремление к доминации, к новой империалистической диктатуре. Преодолев страх небытия силой веры, пониманием человека как духовного существа (ибо для каждого человека смерть означает конец мира) Христос Айтматова считает, что изолированность и равнодушие людей, их пассивность фатальны. (Ведь и Сам Учитель был в отчаянии...)

На авторском уровне диагноз духовного состояния века верен, зло и угроза обнаруживаются в ненависти, в стремлении к доминации, ведущим к унижению и пролитию крови...

Айтматовское видение не несет в себе черт романтизма или идиллии - оно трезво и современно. Действие - события, разворачивающиеся на первом плане романа, на всем его протяжении, - опирается на постановку экологических проблем, бросающих трагический отблеск на судьбу семейства волков и степного заповедника Моюнкумы. При этом дело не во внешних вехах увлекательного сюжета, не в экзотике или саспенсе: речь идет о самом существенном элементе романа, подчиняющем себе экзистенциальный и философский пласты, выявляющем глубинные смыслы произведения в содержании романа, - моменте, выявляющем угрозу слишком возможной конечной гибели человечества. Опасность абсолютно реальна: движимый жаждой власти, своими чисто материальными интересами человек губит своего ближнего, разрушает самую основу своего существования - природу.

Но не менее, а может быть, еще более важен в "Плахе" третий структурный пласт, или, точнее, иное измерение - не важно которое, - изображающее, драматизирующее самые обычные судьбы, трагические повседневные события. События глубочайшего внутреннего напряжения переносятся в третьем микроромане в обычные земные условия - вместе с семейством волков, изгнанным из рая богатого плодотворного края в пастушеском мире предгорья. Роман поражает здесь яркими пластическими образами, резкими конфликтами - и все это, можно сказать, в прекрасных реалистических традициях, но с несомненным налетом модернизма, к которым добавляются новизна и смелое стремление автора обогатить наследие мировой литературы в сфере человеческой типологии. Такова отрицательная фигура активиста, партсекретаря, которая в духе социалистического реализма должна быть положительной. Природа, жизнь и обычаи людей, любимые места киргизов - одним словом, их родина - благодаря Айтматову становятся для читателя его собственным миром - миром мечты и скорби.

В центре внимания находится теперь начальник бригады Бостон, человек, обеими ногами стоящий на земле, сильный, мужественный, целеустремленный. Именно с ним должно было приключиться несчастье. Самый передовой из всех передовиков производства Бостон преследуем мелким начальником, человеком абстрактной догмы, который обвиняет Бостона в мещанском менталитете за выдвинутое им предложение, чтобы бригады вели хозяйство самостоятельно. На фоне скрытого конфликта с тупыми бездарными людьми, алкоголиками и карьеристами, падение Бостона происходит в крайней ситуации: загнанный врагами, он совершает ошибку. Непосредственно трагедия вызвана необдуманным поступком человека, похитившего волчат, не убив сначала их родителей. Случайность как несчастный случай играет здесь столь же важную роль, как и в античной трагедии. Но исключительный случай укоренен в психологической, социальной и национальной реальности среды, в которой живут изображаемые персонажи, - с помощью приемов реализма с равной смелостью прибегающего к фантастическому и повседневному, даже банальному.

Условия человеческого существования внутри советского общества оцениваются под новым углом зрения. Бессмысленное, бесчеловечное насилие клеймится не только во вставной новелле - "Грузинская баллада", в которой трагическая ошибка (наказание побежденных контрреволюционеров) раскрывается в свете общечеловеческих и национальных ценностей, запечатленных в народных песнях, но и в преступлениях, описанных в первых двух частях, а также в повседневной действительности, воспроизведенной в третьей части романа, которая кульминирует также в сфере исключительного - как жестокая трагедия, подобная трагедиям античности или Шекспира.

***

Человек, смело глядящий в глаза своей судьбе - судьбе духовного существа, вступающего в эпоху технических революций, в зыбкие, опасные взаимоотношения с природой, творческий труд как основа личности с аксиологической точки зрения, любовь и красота - вот общая сфера идей, которые скрывают и раскрывают правду о сложности жизни, правду настолько же обычную, насколько и взрывчатую. Репрессии аппарата и экономическая неэффективность тоталитарной системы и единой партии, замкнувшейся в своих догмах, не были подвергнуты более суровой критике даже со стороны писателей-диссидентов. Романист ратует за первенство подлинных человеческих ценностей - основу частных судеб, конечную цель исторического развития.

Зачем нужны потрясающие открытия современной науки и техники, если нарушается экологическое равновесие планеты, если разрушается природа? Может ли служить утешением - при мысли о гибели человечества в возможной атомной катастрофе - даже идея так называемой справедливой войны? Вот лишь два основных вопроса, которые возникают в процессе ознакомления с этим исключительным произведением, носящим подпись человека с высоким писательским сознанием, чье творчество - чарующее и в то же время ужасающее читателя - представляет собой один из вершинных моментов развития богатой и беспощадной литературы конца беспокойного ХХ века.

По следам Булгакова, Пастернака или Солженицына, но главное - как одна из ярчайших звезд в плеяде великих современных русских писателей <...> Айтматов выступает как рапсод новой эпохи.

Автор "Плахи" вошел в историю благодаря своему огромному влиянию на общество. Его роман был буквально залпом прочитан в его родной стране, на его приемной родине и во всем мире. И, думается, роман этот столь же необходим и нам - чтобы лучше понять трудности, которые нас ожидают. И для того, чтобы открыть в нас самих хотя бы луч света, хоть гран надежды.

Думается, "Плаха" относится к тем литературным явлениям, чье значение и ценности еще не поняты до конца. Трагические герои Айтматова укрепляют нашу веру в добро и жизнь - вопреки всем угрозам. Угрозы разрастаются до размеров Апокалипсиса, говорит автор, преградите ему дорогу, спасите жизнь на земле.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Предпринимателей поддержат кредитными госгарантиями

Предпринимателей поддержат кредитными госгарантиями

Ольга Соловьева

Бюджет выделит 290 миллиардов рублей для стимулирования частных инвестиций

0
804
Пенсионеры преодолели официальную инфляцию, но не "инфляцию для бедных"

Пенсионеры преодолели официальную инфляцию, но не "инфляцию для бедных"

Анастасия Башкатова

Доходы покидающих рынок труда пожилых граждан уменьшаются в четыре раза

0
1156
Верховный суд усомнился в качестве "скриншот-экспертиз"

Верховный суд усомнился в качестве "скриншот-экспертиз"

Екатерина Трифонова

Нынешние служители Фемиды не смогут разобраться в дипфейках из интернета

0
1095
Системным парламентским партиям не оставляют выборов

Системным парламентским партиям не оставляют выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Через муниципальный фильтр просочатся лишь условно оппозиционные кандидаты

0
1061

Другие новости