Поэзия! Она была подругою твоею… Александр Трифонов. Ахматова. 1996
Я с той старухой хладно
вежлив был,
знал недостатки,
уважал достоинства,
особенно спокойное
достоинство,
морозный, ледовитый пыл.
Республиканец с молодых зубов,
не принимал я это
королевствование:
осанку, ореол и шествование –
весь мир господ и, стало быть,
рабов.
В ее каморке оседала лесть,
как пепел после долгого
пожара.
С каким значеньем руку
мне пожала.
И я уразумел: тесть
любит лесть...
Прочтешь это стихотворение и невольно подумаешь: так мог бы вспоминать об императрице Екатерине Великой какой-нибудь из ее вельмож. Не слишком в нее влюбленный, сумевший во времена ее царствования каким-то чудом сохранить свою независимость и теперь, после ее ухода, гордящийся этим. Написал это стихотворение Борис Слуцкий. Героиня этих строк – Анна Ахматова. «Знал недостатки, уважал достоинства», – чувствуется в этих стихах стремление к объективности. Ну, правда, имеет ли она право на эту свою королевскую осанку и ореол вокруг своей персоны? Не слишком ли зазнается?
«Не королевствуй», – говорил ей ее сын. Юрий Нагибин – тот вообще позволил себе не слишком уважительный отзыв о ней, противопоставив ей другого великого поэта. Она, мол, «сознательно и неуклонно изображала великую поэтессу, Цветаева ею была».
Но были и другие мнения. Как ни странно, не все глядели на нее сверху вниз, а некоторые даже любили. Остались, между прочим, стихи, подтверждающие этот странный факт. Вот послушайте Надежду Павлович:
Нет лиры, пояска, сандалий…
Последний свет косых лучей…
Но мы любя ее встречали,
Как музу юности своей.
О ней мне говорили бабы
В лесном глухом углу
тверском:
«Она была больной и слабой,
Бродила часто за селом,
Невнятно бормотала
что-то
Да косу темную плела,
И, видно, тайная забота
Ее до косточек прожгла…»
Мы познакомились
в двадцатом,
Навек мне памятном году,
В пустынном, ветреном,
крылатом,
Моем раю, моем аду.
Двор шереметевский
обширный
Был обнажен, суров и пуст,
И стих, как дальний
рокот лирный
Слетал с ее печальных уст.
И, равнодушно-величава,
Проста среди простых людей,
Она, как шаль, носила славу
В прекрасной гордости своей.
Еще одно стихотворение Павлович:
О, эти легкие следы
На мостовой торцовой,
И бег Невы, и блеск воды
Серебряно-лиловой.
И голоса виолончель,
И глаз ее мерцанье.
Стихов неповторимый хмель,
Как с жизнью расставанье!
Поэзия! Она была
Подругою твоею…
Не ты ль сама за гробом шла
И плакала над нею!
Да, любили и такую глубину открывали для себя в ее стихах, с которой мало что может сравниться. Вот мнение Беллы Ахмадулиной:
...нет, глубже мыслимых
глубин,
из пекла, где пекут рубин
и начинается природа, –
исторгнут, близится, и вот
донесся бас земли и вод,
которым молвлено протяжно,
как будто вовсе без труда,
так легкомысленно,
так важно:
«... Дорога не скажу куда...»
Меж нами так не говорят,
нет у людей такого знанья,
ни вымыслом, ни наугад
тому не подыскать названья,
что мы, в невежестве своем,
строкой бессмертной
назовем.
Надеюсь, мне простят, что я с некоторым раздражением написал об отношении к ней Слуцкого и Нагибина: оно ведь не больше, чем их собственное раздражение, с которым они позволили себе написать о ней. Немножко извиняет меня все-таки, наверное, то, что я и сам ее люблю. И в дополнение к Белле Ахмадулиной скажу, что не только необычно построенная фраза, высвечивающая вдруг какую-то невероятную глубину, но и самая простая, произнесенная голосом Ахматовой, производит иногда то же впечатление.
«Я к розам хочу». Ну кто объяснит, что такого в этих словах? Есть ли на свете человек, который не смог бы вот так же сказать о таком не слишком-то необычном желании? Но вот произнести эти слова в такой своеобразной манере, найти эту «одну из сотых интонаций», – ту самую, которая «души расковывает недра», – могла только она. Единственный незабываемый голос!.. А послушайте, как она это стихотворение читает. Есть ведь запись. Об этом голосе сказал Константин Ваншенкин:
Где других голоса еще
На пластиночке матовой –
Убывающий, угасающий
Низкий голос Ахматовой.
Как костер затухающий,
Как простор затихающий.
Мерный, горько-медлительный.
Полный царственной
гордости,
Голос Ваш удивительный
Выше муки и горести.
В мир от губ отлетающий,
Смерть в веках
отметающий.
Так имеет или не имеет она право на эту свою королевскую осанку и ореол вокруг своей персоны? Прав или не прав Борис Слуцкий? Тот, кто знаком с ее стихами, несомненно, давно решил для себя этот вопрос, а тому, кому еще предстоит решить, я, признаться, завидую.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать