0
3575
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

17.09.2018 20:49:00

Управляемый рынок в интересах большинства

Государства в экономике нужно много, но это должно быть разумное и честное государство

Николай Миронов

Об авторе: Николай Михайлович Миронов – руководитель Центра экономических и политических реформ.

Тэги: экономическая политика, государство, либерализм, социальные обязательства, управляемый рынок


экономическая политика, государство, либерализм, социальные обязательства, управляемый рынок Фото Alex Kraus/Bloomberg via Getty Images

К социально-экономической политике, проводимой в нашей стране в последние годы, накопилось множество вопросов. Целевые установки, задаваемые на самом высоком уровне – необходимость решительного прорыва, долгосрочного роста, создание конкурентной на глобальном уровне продукции в разных отраслях, – совершенно не соотносятся с реально предпринимаемыми действиями. При этом положение дел становится все тяжелее и тяжелее – вот мы «проели» резервы, вот уже нет возможности платить пенсии, и все это под разговоры о стабилизации и развитии.

Проблема в том, что уже много лет российскому обществу навязывается ультралиберальная парадигма, которая чуть ли не запрещает государству регулировать экономические процессы. Заодно происходит планомерное сокращение социальных обязательств. Вероятно, этот процесс отчасти является вынужденным – при отсутствии коренных преобразований приходится как-то реагировать на растущие проблемы: так, при неблагоприятных конъюнктурных колебаниях на мировых рынках на проблему нехватки ресурсов отвечают сокращением социальной сферы. Постепенный отказ государства от своих социальных обязательств обосновывается якобы нормальными для современности тенденциями и принципами – мол, все должен решать рынок, «что нежизнеспособно – то отмирает» и так далее и тому подобное.

На самом деле важные решения отдаются «на откуп рынку» совсем в другом смысле: при принятии многих ключевых решений государство идет на поводу у лоббистов крупных бизнес-структур. Таким образом, вместо того чтобы оберегать экономику от засилья монополий и согласовывать общественные интересы, оно выстраивает свою экономическую политику, исходя из интересов именно этих самых монополий.

В данной ситуации закономерно накапливается недовольство действующей социально-экономической политикой, в особенности в той части, которая связана с сокращением социальных обязательств. «Бедные беднеют, богатые богатеют» – это и наиболее раздражающий население, и наиболее опасный в долгосрочной перспективе для развития общества сценарий. Уровень недовольства социальной несправедливостью растет, и поэтому сейчас самое время возобновить широкую дискуссию о пересмотре экономической модели в стране и, в частности, о том, как именно государство должно вести себя в условиях рынка.

Считаю, что России нужно переходить к модели управляемого государством рынка – управляемого не в интересах каких-либо конкретных бизнес-структур или чиновников-бизнесменов – этого мы уже насмотрелись, а в интересах всего населения и будущих поколений.

Поэтому нужно подчеркнуть: говоря об управляемом рынке, я имею в виду модель, в которой национально ориентированное государство (то есть такое государство, которое приоритетом ставит общественные интересы) берет на себя активную роль независимого регулятора и занимается долгосрочным планированием социально-экономического развития страны.

Если целью государства является рывок в развитии и уход от сырьевой зависимости, то одной из основных задач должна стать поддержка развития обрабатывающих производств, то есть той отрасли, которая способна совершить этот прорыв. Сегодня крупному капиталу выгоднее сразу продавать сырье за рубеж, а не заниматься его переработкой. Только активное государственное вмешательство способно переломить эту ситуацию, иначе полноценное импортозамещение в производственных отраслях невозможно.

Другое важное основание, на котором базируется «государственническая» модель управляемого рынка, связана с запросом на социальную справедливость. В России сегодня имеется острейшая необходимость борьбы с бедностью, значительного повышения уровня и качества жизни населения. При этом стимулирование роста благосостояния населения имеет не только социальный, но и сугубо экономический долгосрочный эффект. К тому же поддержка населения – это инвестиции в человеческий капитал в широком смысле слова, а не только меры, направленные на рост доходов граждан. Это развитие и образования, и медицины, и жилищной политики, и семейной. В совокупности все это даст долгосрочные эффекты, основанные на развитии кадрового потенциала страны.

Вообще для решения социальных проблем нужно прежде всего обеспечивать увеличение масштабов экономики – чем она, условно говоря, больше, тем больше бюджет и можно реализовать более широкие социальные программы. Кроме того, богатая экономика – это совершенно другие зарплаты, а значит, и уровень жизни людей. Для понимания: бюджет Пенсионного фонда России равен половине федерального бюджета. Но проблема не в размере ПФР, а в малых масштабах государственной казны – будь она больше (как бюджеты развитых стран), можно было бы не так беспокоиться о размерах пенсий и возможности их выплаты. Но для наращивания государственных финансов нужны структурные реформы, увеличение добавленной стоимости в экономике, усиление несырьевых секторов.

Описанная модель отнюдь не является теоретическим построением. Она уже взята на вооружение в одном из регионов страны – в Иркутской области. Здесь внедряются различные составляющие описанного подхода управляемого рынка – в частности, поддержка обрабатывающих производств, установление социально ориентированных правил игры в отношениях с бизнесом. Результаты этого иллюстрируются экономическими показателями за 2016–2017 годы: например, приростом ВРП и индекса промышленного производства, в 5 раз превышающим общероссийские показатели, ростом доходов консолидированного бюджета региона и заметным ростом поступлений по налогу на прибыль организаций.

С лета 2018 года стартовал процесс формирования пятилетнего плана развития региона, создан Госкомитет по планированию, что можно считать первым и ключевым этапом внедрения описанной модели. Основные положения будущего плана – промышленная политика (с акцентом на обрабатывающие производства с высокой добавленной стоимостью); преодоление проблемы «работающих бедных» с дифференциацией социальной поддержки в зависимости от квалификации людей.

Так что теперь новую, альтернативную общему мейнстриму экономическую политику можно в буквальном смысле «потрогать руками».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Украина готовится бить по территории России с помощью "Миражей"

Украина готовится бить по территории России с помощью "Миражей"

Владимир Мухин

Передовые силы НАТО уже сосредоточились у границ Союзного государства

0
3625
В чем органический недостаток государственных программ научно-технологического развития

В чем органический недостаток государственных программ научно-технологического развития

Андрей Ваганов

Производство информационного шума

0
5210
Белорусская православная церковь перед лицом нового социализма

Белорусская православная церковь перед лицом нового социализма

Анастасия Коскелло

Отношения религиозных организаций и государства выстраиваются по китайской модели

0
7051
"Мечи" и "стрелы": Израиль по итогам года боевых действий

"Мечи" и "стрелы": Израиль по итогам года боевых действий

Людмила Самарская

Еврейское государство достигло заявленных целей лишь частично

0
7862

Другие новости