0
1526

12.04.2007 00:00:00

Мятежная увертюра

Тэги: гати, вашингтон, венгрия, бернс


Чарльз Гати. Обманутые ожидания. Москва, Вашингтон, Будапешт и венгерское восстание 1956 года. – М.: Московская школа политических исследований, 2006, 304 с.

«Мятеж всегда приводит к неудаче. Когда он победит – его зовут иначе». Книга американского историка венгерского происхождения Чарльза Гати во многом опровергает Роберта Бернса. Точнее, не сама книга, а трагедия 1956 года, которую после подавления официально называли «прискорбные события» (а не «мятеж»).

Гати описывает стихийный процесс демократизации в Венгрии и причины его насильственного подавления советскими войсками. Когда он воссоздает точку зрения Москвы, Вашингтона и Будапешта, то обращается и к архивным документам, и к личному опыту. Молодым человеком он стал свидетелем начала восстания, в том числе и событий на площади Республики, где толпа линчевала нескольких сотрудников госбезопасности. Гати утверждает, что этот самосуд был единственным.

Автор выделяет три стадии восстания. Первая – жесткая конфронтация между повстанцами и местной коммунистической элитой. Вторая – поиски путей примирения между венгерским правительством и восставшими, с одной стороны, Будапештом и Москвой – с другой. Третья – сотрудничество между повстанцами, правительством и Москвой, завершившееся советской интервенцией.

Венгерская революция не укладывается в привычные схемы. Так, наибольшее сопротивление коммунистам оказали неквалифицированные рабочие. Другим парадоксом является неподготовленность элит, как восставших, так и реформаторски настроенных венгерских коммунистов, к числу которых принадлежал Имре Надь. Отсутствие плана, «отставание» решений власти от требований «улицы», пассивность самого Надя привела к поражению. На этом, может быть, и не стоило заострять внимание, если бы поведение Надя на следствии и суде не было противоположным: он смело защищал идеи восстания, обвинял врагов, мужественно вел себя и во время казни.

Насколько реальными были шансы восставших на успех? Автор оценивает их высоко. Кремль еще не определился с новым постсталинским курсом. Венгерское правительство могло лавировать между требованиями восставших и интересами Москвы. Наконец, для успеха была необходима более активная позиция Вашингтона («политика сдерживания»). Аналогичные процессы в Польше («реформы Гомулки»), несмотря на враждебное к ним отношение Хрущева, прошли без военного вмешательства Москвы. Да и в Варшавском блоке не было единства по поводу Венгрии.

Музыкальным символом событий стала увертюра Бетховена «Эгмонт» – единственная «серьезная» пластинка на радиостанции повстанцев «Кошут». Жаль, «Эгмонт» не перерос в бетховенскую оду «К радости».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
226
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
119
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
133
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
121