0
1096
Газета Проза, периодика Интернет-версия

06.10.2005 00:00:00

От Шопенгауэра к Экклезиасту

Тэги: Хазанов, Пока с безмолвной девой, проза


Борис Хазанов. Пока с безмолвной девой. Проза разных лет. - М.: Вагриус Плюс, 2005, 528 с.

В предисловии Борис Хазанов (р. 1928) характеризует этот сборник как избранное. Все вошедшие сюда тексты книгой издаются впервые. "Избранное" в данном случае означает, что под этой обложкой - квинтэссенция основных тем и мотивов писателя, ныне проживающего в Мюнхене.

Герой повести "Ксения", отставной капитан вермахта, испытывает чувство вины, что не смог спасти от самоубийства свою русскую возлюбленную. Встреча двух уже немолодых знакомых в рассказе "Соната опус 90" омрачена коллизией доноса, из-за которого главный герой был выгнан с курса и посажен в советский концлагерь. Тема вины, вольного или невольного соучастия в доносе, заложенная в программном "московском романе" Хазанова "Антивремя", принимает здесь новые очертания.

Другая тема - из арсенала любимого философа Хазанова Шопенгауэра, которому он посвятил множество эссе: воля как некая слепая сила, о которую разбиваются единичные воли героев. Напрасно пожилой русский эмигрант (alter ego писателя) искренне стремится завоевать сердце девятнадцатилетней беженки-калеки Дины в рождественскую ночь в Париже ("Пусть ночь придет"). Его воля направлена в пустоту. Героиня просто уходит от него. Речь идет о бессмысленности и ненужности поступка, подвига. Тему эту Хазанов уже поднимал в романе "Час короля".

Другая тема - безликая и всеразрушающая власть государства. Об этом Хазанов тоже писал в "Часе короля" и "Антивремени". Воля государства подчиняет поэта Горация ("Пока с безмолвной девой") и разрушает личную жизнь вернувшегося из плена героя рассказа "Валерия".

Кафкианский абсурд рассказа "Граница", в котором профессор Аркадий Моисеевич сталкивается со слепой властью таможенной службы, принимает не столько трагические, сколько фарсовые формы, что, впрочем, лишь подчеркивает экзистенциальное одиночество персонажей Хазанова.

Когда-то Хазанов подметил, что Достоевский сыграл в мировой литературе роль Эйнштейна. Единый мир в теориях великого физика распадается на множество относительных и вероятных миров, лишенных общего центра и общей периферии. Так и в романах Достоевского нет единства. У каждого персонажа своя правда, свой мир. Если у Толстого автор выступает в качестве полноценного творца, обладающего последним знанием, то у Достоевского еще до постмодерна наступает "смерть автора". Автор у него - носитель одной из правд, наравне с правдами своих героев.

Хазанову удалось, будучи последователем Достоевского, сохранить последнее "всезнание" толстовской традиции. Он сознает бессмысленность и тщету своих героев. Знает, что все суета сует и все преходяще. Печальное знание. Древнее и печальное.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
730
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
854
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
428
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
296

Другие новости