0
1166
Газета Проза, периодика Интернет-версия

05.10.2006 00:00:00

В Оружейной палате нет томагавков

Тэги: сакаджавеа, женщинаптица, заколдованное ожерелье


Сакаджавеа (Женщина-Птица). Заколдованное Ожерелье: Книга песен и сказаний. – М., XXI век [2006], 52 с.

Вообще-то «настоящая индейская» поэтесса Сакаджавеа живет в Москве (точнее, в подмосковных Химках) и носит вполне себе русские имя и фамилию – Ольга Ташкеева. Под этим именем она выпустила в 2003 году дебютный сборник лирики «Небо восточное», опубликовала в периодике несколько поэтических подборок. Но если верить Ольге, в ее родословной действительно есть какие-то индейцы (не то по бабкиной, не то по дедкиной линии). В общем, всколыхнулась вдруг в русской поэтессе кровь пращуров с Американского материка. И получилась книжка стихов про индейцев.

52 страницы сборника формата А6 заполнены очень даже понятной русской тоской-ностальгией по ушедшей эпохе настоящих индейцев (многие из нас выросли на фильмах с Гойко Митичем!).

Стихи неровные. Есть откровенные удачи и столь же искренние банальности. Иногда они чудовищно пафосны – когда погружены в мифологию коренного населения Америки, но чаще всего просто по-женски лиричны и романтичны. Пытаясь задать единую тональность всей подборке, Ташкеева примеривает к индейцам разные поэтики и техники. Но, пожалуй, в неоиндейскую поэзию силлабо-тоника, да еще приправленная славянизмами («Чтобы виждеть звездное небо...») как-то не очень вписывается. Не убедительно. Симпатичнее и, если хотите, аутентичнее, когда Сакаджавеа-Ташкеева имитирует наивное письмо:

«Уловляя веслами стрелы, / Плывет каноэ. / Сквозь туман, по речным отлогам / Стремится к югу. // Пусть весла почти разбиты, / Но днище цело, / И плывущие к устью живы, / На радость друг другу».

Ну разве не прелестно?

Но более всего мне милее те ташкеевские стихи, в которых поэт позволяет себе трогательное хулиганство, играется с разными поэтическими традициями, перемешивая их до однородной массы. И тем самым работает на резкое понижение общего романтического пафоса сборника. Ну вот хотя бы так: «У могилы отца / Выросла дикая вишня... / Индеец всегда индеец».

Чем не индейское хокку?! И, кажется, это вообще первый подобный опыт.

А лучшее, на мой взгляд, стихотворение сборника – затерявшееся где-то в самой его сердцевине бесшабашное четверостишие без названия:

«Позвали в Оружейную палату, / Где я была давным-давно когда-то. / Но головой качаю я в ответ: / Я не пойду – там томагавков нет».

По мне, так вот подобные забавные прелестности, будто случайно рассыпанные в книжке, и не дают закрыть «Заколдованное Ожерелье» на полпути к последней 52-й странице. А индейцы┘ да пусть их! Главное, чтоб стихи были вкусно сделаны. Ольга Ташкеева умеет вкусно, но, кажется, не всегда об этом догадывается.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Владимирская епархия считает, что поэма "Москва-Петушки" имеет деструктивный характер

Владимирская епархия считает, что поэма "Москва-Петушки" имеет деструктивный характер

Андрей Мельников

Владимирская епархия против эсхатологии Венички Ерофеева

0
1358
Отечественную историю предлагают чествовать 28 января

Отечественную историю предлагают чествовать 28 января

Иван Родин

Для нового памятного дня депутаты взяли дату рождения Ключевского, а не Мединского

0
1100
Восстановление инвестиций переносится на 2026 год

Восстановление инвестиций переносится на 2026 год

Ольга Соловьева

Оживление в промышленности начнется только при снижении ставки ЦБ до 14%

0
1484
Энергетику Дальнего Востока ждут большие перемены

Энергетику Дальнего Востока ждут большие перемены

Михаил Сергеев

Отраслевые спады в регионах банкиры описывают как замедление экономической активности

0
1282

Другие новости