0
2360
Газета Проза, периодика Печатная версия

24.05.2018 00:01:00

Корни с клочьями мяса

О том, как выходит мамина дурь и ездят танком по чувствам

Тэги: сценарии, интрига, сюжет, диалог, кинотавр, артхаус, кино, режиссеры, автобиография, ирония, норильск, москва, лора палмер, психология, эксгибиционизм, психотерапевты, урал, кубань, чернуха


сценарии, интрига, сюжет, диалог, кинотавр, артхаус, кино, режиссеры, автобиография, ирония, норильск, москва, лора палмер, психология, эксгибиционизм, психотерапевты, урал, кубань, чернуха Мать уйдет в глухую «несознанку», а то и обидится на черную неблагодарность дочки. Кузьма Петров-Водкин. Мать. 1919. Рисунок для журнала «Пламя». Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Прозу кинодраматурга всегда узнаешь по деловитой упругости изложения. Сценаристы –  прежде всего производственники. Для них пространные придаточные с нюансировками пейзажа, чувств героев – ненужная роскошь. Интрига, сюжет, диалог – вот их основные инструменты.

Сборник «Рассказы» – первое отдельное издание произведений Наталии Мещаниновой. Ей 35 лет, она соавтор сценариев к важным фильмам отечественного артхауса «Еще один год» режиссера Оксаны Бычковой и «Аритмия» Бориса Хлебникова, а также – сценариев к своим картинам «Комбинат «Надежда» и «Сердце мира» (последняя вот-вот будет показана в основном конкурсе главного смотра отечественного кино – «Кинотавра»; в нем же участвует фильм Алексея Федорченко по сценарию Мещаниновой «Война Анны»). Про «Сердце мира» пока ничего не скажешь, а остальные, в общем-то, мелодрамы, хотя «подложка» в них настолько фонит, что многие кинокритики причисляют их к корпусу «кино социального беспокойства». Это истории молодых мужчин и женщин, которые выясняют отношения. На отношения не могут не влиять внешние факторы 2010-х годов, например, такой: у женщины намечается и даже уже «прет» карьера, а мужчина просто «таксует» («Еще один год») или буксует («Аритмия»). В фильме Мещаниновой-режиссера «Комбинат «Надежда» женщины вообще основные действующие лица, они проявляют чудеса изобретательности в том, как перебраться из гибельного Норильска на материк, на Большую землю и зажить там по-человечески, вдали от смертоносного никелевого комбината.

Первая женщина в жизни любого человека – мать, и именно отношениям с ней посвящены «Рассказы» Мещаниновой. Это такая советско-постсоветская мать, в дом которой мужья приходят и уходят, а дети должны «стакан воды в старости подать».

17-14-13.jpg

Наталия Мещанинова. Рассказы. – СПб.: Сеанс, 2017. – 128 с.

«– Мама, может, ты останешься еще на пару дней? Год не виделись…

– Да что ты… У меня там кизил цветет, помидоры надо поливать, там грядки, там лучок, там…

– Мама, приедешь летом?

– Каким летом? Там помидоры-огурки созревают, там пчелы, куры, там…

– У меня, мама, – летом съемки, кастинги, экспедиции, репетиции, монтажи, футажи…

Короче, ма.

Суть в том, что мы друг другу не нужны».

Когда читаешь «Рассказы» Мещаниновой, на память приходят сюжеты еще одного современного театрального и кинодраматурга и режиссера Василия Сигарева. Ад семьи, где ребенок – заложник маминой дури. Где отец – необязательная и переменная единица. Где вообще ребенку надо выживать своими силами, и не факт, что удастся выжить. Сигарев – с Урала, Мещанинова – с Кубани, до их поселков и станиц омбудсмены не доходят. Что говорить, до них и прокуроры доходят только после резни, подобной той, что произошла в Кущевской… Рафинированную аудиторию «Сеанса» «Рассказы» Мещаниновой наверняка обжигают. Не надо даже задавать автору специального вопроса, на сколько процентов рассказы автобиографичны. На много процентов, если не на все сто. В какой-то мере это психотерапевтическое «прописывание» травм, это возможность сформулировать и задать хотя бы на бумаге яростные вопросы матери. Всем ясно, что ответов не будет. Мать уйдет в глухую «несознанку», а то и обидится на черную неблагодарность дочки. Очень уж далеко ушла дочка – и географически, и ментально.

Бывает, авторы, разбираясь со своим прошлым на публике, впадают в психологический эксгибиционизм, их переполняет адски серьезное сочувствие к себе. Так вот, рассказы Мещаниновой ничего общего не имеют с такой модной литературной формой, как «откровенности пост». Во-первых, они пропитаны самоиронией, несмотря на страшноватые обстоятельства жизни рассказчицы. «Я купила общую тетрадь, поставила дату на первой странице и написала, как Лора Палмер: «Дорогой дневник…» Дальше было непонятно, че делать». Во-вторых, откровенность тут не того свойства, когда чернуху рационально извлекают на свет ради произведения эффекта. Про что «Рассказы»? Про то, что человек способен оторваться от корней, – но оставляя клочья мяса на этих самых корнях. И в «местах отрыва» раны не зарастут, так и будут ныть всю жизнь.

Когда вышел фильм «Комбинат «Надежда», Мещаниновой задавали вопросы, много ли от нее самой в героинях – девчонках из Норильска, которые одержимы мечтой уехать из родного города и тем спасти себя (в Норильске мало кто доживает до старости). Она отвечала, что, безусловно, желание вырваться из родной, но душной среды ей ох как знакомо. В «Рассказах» эта тема спасительного побега из старой жизни нашла продолжение и подтверждение: «Мне нужно исчезнуть отсюда. Навсегда! Все это – не про меня. Все, что окружает меня, мне противно. Свадьбы, дети, собаки – это не про меня. Если я не уеду в ближайшее время, тоска меня сожрет». И горькая констатация, уже с позиций человека, сделавшего выбор: «Уезжая в Москву, я проехалась танком по чувствам многих людей. Но меня это не трогало. Больше не трогало». Еще чуть-чуть – и пафос, но в том-то и дело, что Мещанинова знает дозу, как в аптеке. Из впечатлительной отроковицы, писавшей дневник а-ля Лора Палмер, вырос человек умный, несентиментальный. А болезненный и всякий другой материал собственной жизни пошел в топку творчества. И эти «Рассказы», и фильмы, к которым причастна Мещанинова,– каждый раз события. Потому что – из себя.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Московская служба занятости 27 июня предложит горожанам вакансии без эйджизма

Московская служба занятости 27 июня предложит горожанам вакансии без эйджизма

Елена Крапчатова

Почти 150 компаний обеспечат соискателям более 3000 предложений о работе

0
504
Московские врачи спасают маленьких пациентов

Московские врачи спасают маленьких пациентов

Андрей Гусейнов

Детское здравоохранение в столице развивается быстрыми темпами

0
285
Где встречаются рабыня Изаура и Чингачгук – Большой Змей

Где встречаются рабыня Изаура и Чингачгук – Большой Змей

Александра Иванова

Кинолето в Сочи, встреча однокурсников и годовщина самого знаменитого индейца

0
655
В руках женщины все становится оружием

В руках женщины все становится оружием

Наталия Григорьева

В фильме "Шпионская свадьба" одна подруга спасает самый важный день в жизни другой

0
1051

Другие новости