0
2948
Газета Проза, периодика Печатная версия

22.11.2023 20:30:00

Отодвинуть стену

Ясные мысли с элементом абсурда как ноющей раны

Тэги: проза, философия


43-15-11250.jpg
Александр Чанцев. Духи
для роботов и манекенов:
Сборник рассказов.– М.; СПб.:
Т8 Издательские технологии /
Пальмира, 2023. – 279 с.
(Пальмира – проза)
Новая книга Александра Чанцева, известного япониста, критика и писателя, относится к довольно редкому виду сборника прозы, во время чтения которого гамма ощущений простирается от абсолютного восторга до конкретного несогласия. Автор вовсе не стремится покормить читателя с ложечки – прописными истинами, плюс-минус понятными стилистическими оборотами, загогулинами текстовых красивостей и возвышенностью стремлений персонажей этих текстов. Вместе с тем, безусловно, каждая из 17 схожих по общему печально-прозорливому тону, но разных по его оттенкам частей «Духов для роботов…» (название очень меткое и емкое!) сама по себе – отдельное, исключительно сложное явление. Перед читателем тот случай, когда буквально каждую спайку смысла нужно, во-первых, «пробовать на вкус» – сопоставлять с собственными опытом, миросозерцанием, темпераментом и вкусом, то есть напряженно разматывать и не ожидать быстрых авторских ответов на тяжелые вопросы, а во-вторых, пристально и многосторонне вглядываться в короткие максимы, выписки, стихи, аллегории. И сверхважный момент – новая работа Александра Чанцева нуждается в особо кропотливом анализе каждой части, что, надеемся, лишь дело времени.

Впрочем, уже по первой части – «Ханойские цитаты из смерти» можно составить первое впечатление от всего сборника рассказов. Тот случай, когда сосредоточенная едкость и суровая живопись с помощью идей и мыслей дают эффект не столько радости от узнавания исключительно своего, скрытого и часто глубоко личного, сколько приятное удивление от встречи с настоящей интеллектуальной прозой. Автор не пытается поучать, руководить, а лишь тихо, настойчиво и наперекор скудоумной интернетной реальности, бытовым сложностям, личностным кризисам заводит речь. Вроде как о привычном – о смерти, жизни, мире, старении, разочаровании, а ведь тут и возникает отдельный, увлекательный труд – различить в оригинальном строе мыслей основной мотив.

Читаешь и поражаешься – как точно, замечательно сказано! («Лучший способ прослыть умным – выставлять свою глупость напоказ».) Местами Чанцев почти эпатирует – но со вкусом и умом («С похмелья хочется секса и – наконец-то убить себя. Неразлучная сладкая парочка Эрос и Танатос») или изобретательно «выворачивает наизнанку» ясные мысли, приобретающие элемент абсурда как ноющей раны, «соли на топоре» («Нужно жить с кем-то или совсем одному. Все равно проиграешь. Только проигрыш будет как морозное ушко или гром колокола»).

Автор много пишет о преградах – в широком спектре от метафизических до самых обыденных, задает и «неудобные», и «междустрочные» вопросы. Например, предположение, что будет происходить с цивилизацией при столь болезненном интересе к технологиям, скорее относится к первой группе, а рассуждение, могло ли что-то поменяться в мире, когда известный композитор использовал в своей музыке текст какого-то опустившегося незнакомца, – явно ко второй. А вот, к примеру, интересное суждение на тему, может ли знаменитый писатель до конца побывать «в чужой шкуре»: «Серотонин» Уэльбека – очень хороший, все так и есть: надежды совсем уже нет, ушла, кажется, даже самая непосредственная радость от секса, осталось только удовольствие от еды и шопинга… Но только крайней депрессии героя не очень верю. Потому что настоящая депрессия – это не когда герой выбирает лучшие рестораны, полгода осматривает квартиры для съема по всей стране, встречается со всеми бывшими, обставляет новую квартиру, распечатывает и обвешивает ее 1500 фотографиями из своей жизни…»

Да и кто, постоянно между строк вопрошает автор, обещал, что будет легко? Здесь читателю предлагается тревожный, подробный разговор о насущном. И действительно: многие ли из нас разбираются на высоком уровне в современном театре, кино, академической музыке или понимают новые научные проблемы, возникающие как грибы после дождя? Что уж говорить о прошлом, во многом все так же покрытом мраком. Любой ищущий, думающий человек не всегда идет ровно: он то падает, то ползет, то спотыкается о стену между разными людьми, запрещающую искать общность и новые возможности, по-платоновски «переменять глаза». Сборник «Духи для роботов и манекенов» – отличная возможность если не убрать эту стену навсегда, то хотя бы на время отодвинуть.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Волосы как у Леннона

Волосы как у Леннона

Вячеслав Харченко

Наше главное предназначение – носить искусство на руках

0
1747
Готичненько!

Готичненько!

Константин Поздняков

Прелесть рассказов Элизабет Гаскелл не только в отточенности формы, но и во внятных морально-этических нормах

0
943
Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Юрий Юдин

Идиллия и любовь в повести «Военная тайна»

0
1174
Котенок

Котенок

Октавия Колотилина

История лучшей охотницы на деревне

1
936

Другие новости