0
739
Газета Маcскульт Интернет-версия

20.01.2000 00:00:00

Прием побеждает сюжет


Лазарчук А., Успенский М. Гиперборейская чума. - М.: Азбука, 1999, 416 с.

НА ОБЛОЖКЕ этой книги написано: "Тем, кто уже посмотрел в глаза чудовищ, не стоит бояться гиперборейской чумы". К сожалению, это неправда. Дело в том, что роман Успенского и Лазарчука "Посмотри в глаза чудовищ" был в чем-то идеальной книгой. Или просто идеальной книгой жанра. Блестяще стилизованный (за исключением дурных стихов), остроумный и, наконец, смешной текст был не просто стилизованным, а - стильным.

После этого успеха читатель поневоле напрягается, он тревожится о продолжении. Любить авторов он все равно не перестанет, но хороший роман после очень хорошего - зрелище грустное. Наследуется от того, прежнего текста лишь драконья кровь, эликсир бессмертия, да культура приема.

Между тем начало его замечательно - вот доктор Иван Стрельцов, человек средних лет, попавший по распределению в какую-то глухомань. Оттуда попавший военврачом в Афганистан - ранение и болезнь, демобилизация. И вот бездомного доктора, шатающегося по Москве, приводят на постой к знакомому - "из глубины квартиры доносился негромкий, но невыносимо-пронзительный скрежет, в котором я не без труда опознал звук какого-то духового инструмента. Должен сказать, что в то время я не испытывал ни малейшего почтения к джазу, а также просто не переносил громкие звуки вне зависимости от их происхождения". "Как вы догадались, доктор!?" - "Посредством дедукции".

Дальше все как положено. Частное детективное агентство, темные силы, путешествия во времени.

Но пересказывать сюжет романа бессмысленно - особенно этого романа. Потому что сюжет распадается и остается стильный прием типа: "Мало кому известно, что первый вариант романа Александра Беляева "Человек-амфибия" назывался "Человек с железными жабрами", героя звали не Ихтиандром, а Прохором, и рассказывалось в этом романе про базу для подготовки диверсантов-разведчиков в Ялте┘ На следующий день после сдачи рукописи в издательство Беляева вызвали куда следует и настоятельно порекомендовали заменить железные жабры жабрами молодой акулы, исключить всякие упоминания СССР и вообще "перенести куда-нибудь подальше"┘ "Молодая советская наука в двадцатые-тридцатые годы вытворяла такое, что и ныне представляется чудом. А молодая советская цензура┘ сбивалась с ног в попытках заделать дыры в заборе. Иногда это удавалось, иногда нет. Во-первых, цензуре своевременно не докладывали, что является на сегодняшний день государственной или военной тайной. Во-вторых, в государстве тотального контроля, как ни странно, существовало множество изданий, трудноразличимых для Недреманного ока по причине мелкости оных. Цензоры на местах были невежественны, ленивы, а зачастую - просто пьяны┘

Детскую литературу, скажем, блюли жестоко, но выискивали в ней лишь идеологическую крамолу, допуская утечку самых передовых научно-технических секретов. Взять, к примеру, "Приключения Карика и Вали"┘".

Чтение - увлекательно, но постепенно события начинают размываться. Связи обрываются, тайны не раскрыты, герои разбегаются как тараканы. От текста, который начинается со слов "В первый понедельник апреля 1998 года┘" и описывает реальность вплоть до московского урагана полуторагодовой давности, ожидается, как кандидатский минимум от диссертанта, мистически-стильное объяснение экономического кризиса.

Получается, как в известном рассказе Хармса, о распитии фиктивным персонажем спиритуоза, который кончается словами: "Но куда же девался весь спиритуоз? Тут мы и сами теряемся в догадках. До свидания. Даниил Дандан". Весной в пустых садах шумят гипербореи, или зимой они трубят┘ В общем, черт его знает, чем дело кончилось.

Остаются лишь истории, стиль которых в современную массовую культуру вводила радиостанция SNC. Истории замечательные, написанные чудесно, но┘

Ищешь в конце этой книги фразу курсивом "конец первого тома". Ищешь, а не находишь. Фраза эта спасла бы многое, если не сняла бы все претензии к тексту.

Этой фразы там нет.

Что не исключает продолжения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


ЕС нацелится на болевые точки России

ЕС нацелится на болевые точки России

Юрий Паниев

Каких отраслей может коснуться 20-й пакет санкций

0
1424
Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Дарья Гармоненко

Расклад партий по уровню критики в адрес власти расходится с социологическими рейтингами

0
1095
Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Анастасия Башкатова

Эльвира Набиуллина получила очередной карт-бланш от президента и ответила на вопрос о сбоях денежно-кредитной политики

0
1687
Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Иван Родин

Власти корректировали этот закон 53 раза и по разным поводам

0
876