0
946
Газета Маcскульт Интернет-версия

10.03.2000 00:00:00

Контора-2


Андрей Ильин. Бомба для братвы. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 448 с.

КНИГА эта стильная. Ее вкусно читать. Вот резидент приезжает покупать танк. Танк ему не нужен, а нужно нащупать канал торговли оружием. "Продавцы предлагали настоящий товар, который стоил запрашиваемых за него денег.

- Ну что? Будете брать?

- Буду - твердо сказал "поверенный шейха" в закупках военного имущества.

- Вам завернуть? - спросил продавец и показал на маскировочную сеть.

- Заверните!

Танк быстро накрыли сетью".

Это стильно написано, и то, что было написано раньше, написано стильно. С иронией и вместе с тем серьезно. Психологически достоверно. Без отвратительного повествовательного жаргона, усвоенного многими авторами этого жанра. Все это скрашивает сюжет, построенный на том, что братки украли ядерное оружие и думают его взорвать, коли не выполнит правительство ультиматум, не признает их, бандитов, власть. Ну то есть, чтобы страна стала официально криминальной. Все обстоятельства бандитских действий довольно веселые. Ильин, когда пишет о воровской сходке, где на столах расставлены карточки "Бузуй из Иркутска" и "Левчик Рваный из Надыма", просто пародирует совещания СПЕКТРа из фильмов о Джеймсе Бонде.

Оставим обсуждение этого сюжета до следующего раза, роман ценен не этим. Он ценен литературными достоинствами, и об этом я уже сказал. А еще он ценен идеей параллельной Конторы.

"А что если предположить, что в стране есть такая сила! Которая разрешает проблемы главного лица государства быстрыми, действенными, хотя и не всегда законными, методами. О которой никто не знает, которая благодаря этому гарантирует сохранение тайны. И представителей которой президент очень нечасто, но принимает в своем кабинете, не ставя в известность свою охрану".

В массовой культуре постоянно выстраивается цепочка героев. Так, при советской власти эту цепочку составляли простой советский человек (как первая ступень), за ним милиционер, а затем сотрудник органов безопасности.

В свое время, когда на пост главы МВД был назначен Федорчук, бывший ранее главой КГБ, произошла примечательная история.

Он сразу же запросил помощь в виде своих бывших подчиненных. Число их постоянно менялось, но то, что "старший брат" все-таки старший, ни у кого сомнения не вызывало. Впрочем, это не вызывало сомнения и раньше.

Простому советскому человеку всегда было понятно, кто главнее, иерархическая цепочка всегда была выстроена четко.

А в повести Юрия Визбора есть такой эпизод: к герою приходит удачливый человек. Удачливый человек шелестит записной книжкой и предлагает герою универсальную валюту советского времени, не водку, нет. Номера телефонов нужных людей, которые могут что-то достать в условиях чисто распределительной экономики.

Герой отвечает, что, дескать, у него все есть. Удачливый человек не унимается:

- Может, по работе что-нибудь?

- Вряд ли, - отвечает герой. - Я работаю в органах госбезопасности.

Это производит впечатление на собеседника. Герой думает: "Скажите, как его заинтересовало! Уж не собирается ли он внести меня в свою изумительную книжку как еще одну "связь": "Павел Александрович. Может все, телефон".

Время показало, что органы госбезопасности могут не все. Их таинственный идеал разрушался.

В какой-то момент появились мифы о параллельных организациях. "Белая стрела", "Белые погоны", все это заполнение вакуума в общественном сознании, которое очень хочет присутствия высшей силы.

У Ильина это организация, которую создал Сталин в начале 50-х годов в противовес набирающему силу Берии. Ближняя сила охраны. Один из героев говорит: "Но только, думаю я, организация та свое взяла. И даже не оттого, что покойного Хозяина любила. Из чувства самосохранения. Из-за того, что понимала - если Берия к власти придет, он до них доберется. Всю землю на десять метров в глубь перероет, а найдет! И в ту землю зароет┘ Уверен! Иначе отчего бы это Хрущ, за которым тогда никакой силы не стояло, вдруг решился с Берией схлестнуться? Которому не чета. Кто-то его на это надоумил. Кто-то убедил, что в той драке победить можно. Если неожиданно ударить. Сам бы он никогда на такое не решился. Сам он Берию до икоты боялся. Как и все прочие. Вот я и думаю, что подсказал ему кто-то момент. И сценарий. Кто-то, кто Лаврентия меньше других боялся".

Потом по логике дела Хрущев окорачивает силу тайной Конторы, затем Брежнев ее разгоняет. Но все герои понимают, что "хорошо задуманные и надежно работающие механизмы новыми хозяевами не выбрасываются. Особенно силовые механизмы. Реставрируются - да. Переподчиняются - тоже да. Перегруппировываются - опять да. Но не выбрасываются!".

"Все становится понятным, если предположить, что в стране, кроме общеизвестных, постоянно муссируемых в прессе, существует еще одна, подчиненная лично президенту служба, предназначенная для выполнения особо конфиденциальных поручений".

Об этом размышляет главный телохранитель президента. А когда он с превеликим трудом ловит одного из связников параллельной организации, то тот, прикованный наручниками к батарее, протыкает себе горло карандашом. Смотрит на это безобразие главный телохранитель и понимает, что труба дело. Действительно, труба. Никто из его подчиненных не сделает такого. Вот оно, величие Параллельной Конторы.

И вот таинственная организация, параллельная служба, в очередной раз спасает страну, предотвращает ядерный шантаж и, собственно, ядерную катастрофу.

Тихие и неслышные герои уничтожают бандитов. Зачем их арестовывать-то? Незачем их судить. Хлопотно. И арестовывать их у Параллельной Конторы прав нет.

Все кончается хорошо. С финальной сценой, той, что называется катарсисом. Кончается так, как и должно кончаться в стране, где есть настоящая тайная организация - всесильная и невидимая. И обыватель знает, что напротив ее неизвестного названия где-то написано: "Могут все".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Финансовый сектор начал трансформироваться под влиянием искусственного интеллекта

Финансовый сектор начал трансформироваться под влиянием искусственного интеллекта

Анастасия Башкатова

Более 20 миллионов частных игроков на бирже в России пока теряют средства даже в период роста рынка

0
636
Уральский вуз осуждают за обер-прокурора

Уральский вуз осуждают за обер-прокурора

Андрей Мельников

В Екатеринбурге увековечили память о неоднозначном церковном деятеле

0
651
Москва и Пекин обсуждают планы помощи Гаване

Москва и Пекин обсуждают планы помощи Гаване

Михаил Сергеев

Россия обладает определенным иммунитетом к повышению американских экспортных пошлин

0
936
Лозунг "За свободный интернет!" разогреет протестные слои электората

Лозунг "За свободный интернет!" разогреет протестные слои электората

Дарья Гармоненко

Левая оппозиция ставит только вопрос о Telegram, "Новые люди" пока отмалчиваются

0
819