0
3123
Газета Интернет-версия

14.09.2016 00:01:00

Интеллект как визуальный объект

Тэги: фото, ученые, портреты, сысоев


фото, ученые, портреты, сысоев Химик и художник, член-корреспондент РАН, академик РАХ Александр Толстиков.

Подборка фотопортретов ученых, принадлежащих объективу фотомастера Бориса Сысоева, хороша уже сама по себе, как визуальный объект. Эти лица, фигуры, запечатленные мимика и жесты, детали обстановки (выдающийся в этом смысле портрет летчика-космонавта Алексея Леонова) – все это создает тот эффект, который мы на бытовом уровне называем  «притягивает взгляд». Но что притягивает-то? Есть один банальный ответ, который всех устраивает, но мало что объясняет: интеллект, работа мысли.

Вообще как можно говорить о науке и как ее можно показывать? Известному российскому научному писателю и журналисту Карлу Левитину принадлежит такая классификация. О науке можно говорить как:

– о научном результате;

– о научной жизни;

– о научном мышлении.

Первый из перечисленных подходов, конечно, необходим, вполне естественен и вполне легитимен, если можно так сказать. Но в современной России именно он, как представляется, наносит серьезный урон науке как таковой.

Науку воспринимают как непрерывный поток открытий, а еще лучше – изобретений и технологических новинок. Но наука – это нечто большее, даже  нечто другое. «Наука – это то, чего не может быть. То, что есть, это научно-технический прогресс» – этот замечательно-тонкий апокриф приписывается академику Петру Капице. Но всем хочется поскорее вкусить плоды именно научно-технического прогресса. Отсюда отношение к науке как к процессу непрерывной разливки стали; только вместо металла из ковша, по мысли чиновников, отвечающих за науку, должен выливаться непрерывный поток волшебных гаджетов.

Второй из подходов, отмеченный Карлом Левитиным, сегодня фактически превратился в голую публицистику на тему государственной научно-технической политики. Тоже вещь нужная. Но это, опять-таки, не столько про науку, сколько про социальное бытование науки в современном (или историческом) обществе. А хочется чистоты жанра: что такого специфического в научном способе познания окружающей действительности, что превратило науку в социальную ДНК вида Homo sapience в исторически кратчайший отрезок?

И здесь неизбежно надо говорить о науке как о научном мышлении. Говорить и показывать. Именно этим, как мне кажется, и отличаются фотопортреты работы Бориса Сысоева. Они – про научный интеллект. Взгляните, например, на классический портрет химика, академика Юрия Золотова. Недаром сами ученые признают: химики знают про мироздание нечто другое (большее?), чем даже физики или математики. Это совершенно другие мозги, особый взгляд на мир.

А в подтверждение этого – пойманный в момент «освоения окружающей действительности» другой химик, член-корреспондент РАН и действительный член Российской академии художеств Александр Толстиков. Кстати, еще одного выдающего отечественного химика, академика Илью Моисеева объектив Бориса Сысоева запечатлел на фоне портрета работы Александра Толстикова.

Абсолютная удача Бориса Сысоева – аскетичный двойной портрет князя, доктора геолого-минералогических наук, профессора кафедры геологии и геохимии горючих ископаемых МГУ имени  М.В. Ломоносова Михаила Владимировича Голицына (1927–2015) с женой. Тут без комментариев. Кроме одного: на тот момент М.В. Голицын был старейшим в весьма разветвленном роду князей Голицыных.

В 1999 году в предисловии к фотоальбому Сергея Новикова «Портрет интеллекта» академик Дмитрий Лихачев очень точно подметил: «Сейчас не только в гуманитарных науках, но и в точных ясно осознается роль личности исследователя в определении истины, в его научных выводах, в их формулировке и особенно в создании научных теорий и концепций. Но можно отметить и обратное: занятия ученого каким-то трудно определимым образом сказываются на его внешности, отражаются в его лице. Уловить это отражение может только очень тонкий портретист, художник-живописец или художник-фотограф. Последний создает документ, который можно оспорить в его типичности, но нельзя не признать его подлинности – человек был именно таким в какой-то момент».

Иллюстрировать науку непросто. Но представить, визуализировать момент самого процесса научного мышления – это непросто вдвойне. Кажется, Борису Сысоеву это удалось.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
958
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
758
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
808
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
851

Другие новости