Газета Печатная версия

13.12.2022 17:37:00

Учеными открыта новая группа эукариотических микроорганизмов

Тэги: биология, мгу

биология, мгу Авторы открытия обнаружили, что Provora нельзя отнести ни к одной из известных супергрупп эукариот. Фото пресс-службы МГУ

Одноклеточные убийцы

Исследователи МГУ им. М.В. Ломоносова с коллегами из Института биологии внутренних вод РАН и зарубежных университетов открыли новую группу эукариотических (обладающих четко оформленным ядром) микроорганизмов, которая получила название Provora. Работа опубликована в журнале Nature. Сегодня на смену традиционной системе царств растений, грибов, животных и простейших пришло более точное понимание эволюционных отношений. Новые объединения, основанные на генетической близости, стали называть супергруппами. Сегодня выделяют до десяти супергрупп эукариот. Открытие видов, которые бы не помещались ни в одну из существующих супергрупп, – событие незаурядное.

Именно так случилось с открытием Provora. Под микроскопом этих существ легко спутать с другими хищными одноклеточными. Это быстро плавающие округлые клетки размером в несколько микрон с двумя жгутиками и небольшой бороздой – своего рода ртом. Питаются Provora другими одноклеточными и используют для нападения экструсомы – органеллы, работающие как гарпун, который цепляет клетку жертвы, причем она может превосходить хищника по размеру: в клеточном рту данных организмов находится лента микротрубочек, и они способны откусывать, словно зубами, части от клетки жертвы.

По информации пресс-службы МГУ