0
12173
Газета Печатная версия

23.01.2024 19:01:00

Личность и виртуальный субъект в пространстве дисплея и моды

Что наша жизнь? Дисплей!

Вадим Розин

Об авторе: Вадим Маркович Розин – доктор философских наук, главный научный сотрудник сектора междисциплинарных проблем научно-технического развития Института философии РАН, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук.

Тэги: общество, технологии, двойник, аватар, виртуальное пространство, древний египет, египтология


общество, технологии, двойник, аватар, виртуальное пространство, древний египет, египтология Виртуальное человечество значительно многочисленнее актуального. Иллюстрация сгенерирована нейросетью Kandinsky 3.0

Как-то меня пригласили в компанию ученых и инженеров (в основном это были доктора наук) на обсуждение, посвященное дисплею (природа, тенденции, новые разработки). В сообществе этих технарей я был один из немногих гуманитариев. Зашел разговор и о том, что можно считать первым дисплеем, когда они появились. Слушая разные ответы и соображения на этот счет, я невольно вспомнил книгу нашего известного историка, египтолога Андрея Олеговича Большакова «Человек и его Двойник» (СПб., 2001); дальше идут ссылки на эту работу.

Человек того мира

Сама идея двойника человека – Ка, лежащая в основе египетского мироощущения как Старого царства, так и Среднего (III–II тыс. до н.э.), поразительна. Египтянин той эпохи был уверен, что его жизнь может продолжаться бесконечно на том свете, в царстве мертвых (такой человек и назывался Ка), однако при условии, что он, во-первых, запечатлевает себя и события своей жизни с помощью скульптуры и других изображений, во-вторых, запасается поддержкой со стороны живущих, прежде всего в плане жертвоприношения и сакральных процедур. В этом отношении Ка лучше называть не двойником, а человеком того мира, кратко – томиром. Представление о Ка, пишет Большаков, тесно связано не только с изображениями (статуями и настенными барельефами и рисунками), но и с именем человека. В семантическом отношении Ка – однокоренное слово с самыми разными словами: имя, свет, освещение, размножение, беременность, работа, пища, садовник, колдовство, мысль (стр. 70–79).

Важным результатом исследований Большакова является доказательство того, что мир, в котором живет томир, является улучшенной копией обычного мира, где акцентируются и актуализируются желаемые для человека события, например его значение, власть, масштаб хозяйства. Идея послесмертного, почти райского существования томира может быть названа первой в истории человечества идеей индивидуального «спасения».

В то же время египетская мифология и мироощущение подсказывали выход. Действительно, как утверждают египетские сказания, боги создали человека из глины (праха), вдохнув в него жизнь. То есть человек состоит из двух составляющих – тела и души, отчасти совпадающей с именем. Когда человек умирает, его тело пожирают демоны, а душа вынуждена отправиться в царство мертвых. Но известно, что изображения богов и царей существуют практически вечно, не разрушаясь. Что если душу поместить в изображения, если в них вдохнуть жизнь? Нельзя ли попросить богов, конечно за особые заслуги (в наличии последних знатные египтяне не сомневались), чтобы боги создали улучшенный дубликат человека, который бы в царстве мертвых продолжал пользоваться теми же благами, а возможно и лучшими, что и при жизни?

Иначе говоря, в качестве изображения, в которое с помощью богов и жрецов входит Ка, человек может продолжать жить и после смерти. Правда, что он будет делать на том свете без пищи, света, своих любимых слуг, жен, животных, вещей? Стоит ли тогда овчинка выделки? Да, но с помощью тех же сакрализованных изображений, в которые боги вдохнут жизнь, все это можно переправить в тот мир. Действительно, в гробницах изображались не только сами их владельцы, но и их семьи, челядь, любимые животные и предметы.

Виртуальный vs бессмертный

Решение древнеегипетскими жрецами проблемы бессмертия интересно сравнить с тенденциями, складывающимися в наше время. Например, сегодня уже чуть ли не рутиной стала практика прижизненного воплощения, правда непонятно чего, в электронные формы. Техника оцифровывания, интернет и другие современные технологии позволяют нам видеть и общаться с виртуальным субъектом, человеческий прототип которого к этому времени мог уже умереть. Опять оживилась мечта достижения бессмертия, но в данном случае в электронном виде.

А почему бы и нет, чем, спрашивается, электронная форма и семиотика хуже художественных воплощений? И там и здесь присутствует вера в то, что видимое (не важно, что это – скульптура или образ на экране компьютера) – это наша душа, которой обеспечено вечное существование. В объяснении здесь, конечно, нуждается столь стойкая вера в бессмертие.

Задумаемся над тем, что видит древний египтянин, разглядывая в гробнице свое изображение. Это для нас изображение, а для него – это он сам на границе этого и того миров. Недаром в гробнице изображались двери, ведущие в царство мертвых. Получается, что гробница – это своеобразный дисплей, где человек встречается со своим двойником. Назовем его виртуальным субъектом и попытаемся понять, что это такое. Виртуальный субъект похож на обычного человека не во всем. Он больше соответствует, с одной стороны, социальным требованиям и сценариям, с другой – желаниям (идеалам) самого заказчика.

Родившись на свет, виртуальный субъект получает долгую жизнь. Но его жизнь, как показывает Большаков, реально не была бесконечной: кто-то разрушил гробницу, в результате войн или других обстоятельств томира перестают обслуживать живущие, иногда сам фараон издает указы по уничтожению изображения и имен тех людей, прегрешения которых неожиданно открылись. Другими словами, виртуальный субъект хотя и живет значительно дольше своего прототипа, но все же он смертен. И он именно живет: питается заботами и вниманием живущих, заболевает и хиреет, если последние отворачиваются от него, он оказывает существенное влияние на живущих, которые по образу виртуального субъекта устанавливаются (идентифицируются) как представители египетской культуры.

Нельзя ли тогда предположить, что виртуальный субъект – это не только семиотическая конструкция и миф, но и полноценная форма культурной жизни, что кроме нас с вами в культуре живет также виртуальное человечество. И встречаемся мы с виртуальными субъектами в пространстве дисплея, только понимать его нужно расширительно. Дисплей – это и реальность картины, и реальность книги, и экран компьютера. Это любое место, где мы можем увидеть или услышать виртуального субъекта и даже общаться с ним.

Двойник, но не клон

В этом плане и мода – тоже дисплей. Скульптурные и художественные изображения древних египтян – это, конечно, не мода, но мы можем использовать этот пример как модель для сравнения при обсуждении моды. И там и тут человек попадает в мир, реальность, где он ощущает себя (должен ощущать) так, как ему хочется себя чувствовать, становится тем, кем он желает быть. Но естественно, напрашивается вопрос: как можно жить в мертвом изображении (рисунке или скульптуре)? А как мы себя ощущаем красивыми или значимыми, часто таковыми реально не являясь, в модном костюме или автомобиле? К тому же учтем, древний египтянин концептуализировал себя иначе, чем современный человек. Он считал, что у него есть бессмертная душа, которая при определенных условиях может реально жить в изображении человека.

В некотором роде сходную роль в современной культуре выполняет мода. Облачившись в модное платье, взяв в руку красивый мобильник, сев за руль мощного джипа, воткнув в уши наушники от плеера, а в рот трубку а-ля Шерлок Холмс и т.д., человек становится уже другим – красивым, интересным, сильным, богатым и т.п. И эта трансмутация, как бы сказали средневековые алхимики, происходит безо всякой святой воды и волшебной палочки, только за счет моды.

Итак, чтобы поставить себя в центр внимания других людей, так сказать, повернуть мир на себя, нужно из себя сделать образец, идеал, ценность, вместо себя послать значимый для других персонаж – по нашему определению, виртуального субъекта. Спрашивается, как это сделать? С помощью искусства, конструирования особой реальности, моды. Получается, что здесь на одном материале (индивиде) живут сразу два субъекта – личность и виртуальный субъект, кроме того, человек, придерживающийся моды, – это своеобразный дисплей.

Мода – феномен довольно поздний, связанный как с формированием новоевропейской личности, так и с новыми возможностями и практиками, которые сложились начиная со второй половины XIX столетия. Мода – феномен массовой культуры, ее «мертвая и живая вода», позволяющая личности периодически обновлять и менять желаемые миры, подтверждая свое бытие с помощью других. Важными понятиями при осмыслении моды являются понятия «желаемого мира», моды как особой социальной практики, где человек вместо себя посылает социальные образцы и идеалы и за счет этого «управляет» поведением других, наконец, понятий «сообщество и популяция моды».

Не менее существенно, что мода представляет собой интересный социальный механизм, позволяющий современной массовой личности в пространстве моды (функция дисплея) выступать в роли привлекательного виртуального субъекта.

Виртуальное человечество значительно многочисленнее актуального. Оно оказывает на нас огромное влияние, выступая в форме то культурных традиций, то социальных норм и идеалов.

Кому-то может показаться, что я мистифицирую реальность, приписывая неживому и условному настоящую жизнь. Думаю, все наоборот. Это ученые долго мистифицировали культурную реальность, приписывая ей условность и нежизненность, затрудняя тем самым нашу жизнь. Пришло время признать за культурой и нашим символическим творчеством их подлинное существование – быть настоящей жизнью. Жизнью биологической, социальной, индивидуальной.


Читайте также


Мошенники подстерегают россиян даже на курсах по финансовой грамотности

Мошенники подстерегают россиян даже на курсах по финансовой грамотности

Анастасия Башкатова

Задачу сохранности накоплений возложили на самих граждан

0
1345
Федеральная власть вспомнила о местном самоуправлении

Федеральная власть вспомнила о местном самоуправлении

Иван Родин

Муниципальным советам обещают больше полномочий и ответственности

0
1322
Байден может разрешить проблему миграции по методу Трампа

Байден может разрешить проблему миграции по методу Трампа

Данила Моисеев

Глава Белого дома пытается убедить избирателей, что способен повесить замок на границу США

0
1281
Вице-президентом Трампа может стать «сторонница Путина»

Вице-президентом Трампа может стать «сторонница Путина»

Геннадий Петров

Лидер симпатий республиканцев назвал список своих возможных преемников

0
1807

Другие новости