Монументальная архитектура нового здания Президиума РАН символически объясняет, почему чуть ли не каждый ученый считает важной карьерной ступенью попадание в члены Академии.
Фото Андрея Ваганова
2025 год. Очередные выборы в Российской академии наук. И, к удивлению многих, очередные нешуточные волнения академического сообщества России. Ничего не скажешь, стать членами (корреспондентами и академиками) РАН по-прежнему мечтает заметная часть ученых Российской Федерации. И эта мечта, конечно же, продиктована отнюдь не меркантильным интересом.
Ее существование отражает тот факт, что Российская академия наук, даже потеряв бразды правления российской наукой, осталась чуть ли не единственным в современной России островком большого советского стиля. Когда чуть ли не каждый научный сотрудник считает если не почетной, то важной карьерной ступенью попадание в члены РАН. Подобно тому как в Советском Союзе почти каждый ее гражданин считал аналогичным событием вступление в члены КПСС.
Соответственно семантический строй характеристик-представлений претендентов на получение членства в РАН задается слогом ключевого произведения советской литературы, нижеследующий отрывок из которого каждый ученик советской школы учил наизусть: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире – борьбе за освобождение человечества».
Правда, со времени появления этих строк прошел почти век, и риторике академических речей в период выборов в РАН XXI века бесконечно далеко как до сказочных высот речей героев «стахановского движения» и «великих строек пятилеток», так и тех, кто создал атомную бомбу, первым освоил космос... и громил генетику и кибернетику. Они приобрели исключительно, если можно так сказать, производственный характер, но печать большого советского стиля, пусть и утилитарная, видна невооруженным глазом. Достаточно набраться терпения и пробежать глазами «справки-аннотации» на кандидатов, к примеру, выдвинутых в академики и члены-корреспонденты на вакансии для Сибирского отделения РАН в 2025 году.
Упомянутыми кандидатами «впервые в России разработаны и успешно реализованы технологии, разработаны принципиально новые методы , разработано новое направление , разработаны принципы создания высокоэффективных макрогетерогенных материалов , разработаны научные основы , впервые разработаны гидрологические основы использования и охраны водных ресурсов , впервые разработаны и внедрены технологии производства молочных продуктов нового поколения повышенной пищевой ценности , для развития Интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем разработаны и численно реализованы математические модели , разработаны методы компьютерного моделирования и анализа процесса самоорганизации пространственной структуры белковых молекул , разработаны и обоснованы новые методы регуляризации некорректных задач Коши , разработаны новые алгоритмы и компьютерные программы для моделирования радиоизлучения солнечных вспышек и активных областей , разработан новый метод расчета излучения высокотемпературной неравновесной плазмы , созданы уникальные высокочувствительные и высокоселективные люминесцентные сенсоры , впервые описаны в деталях хромосомы вымершего вида, шерстистого мамонта , открыты новые ферменты , выявлены основные факторы, индикаторы и современные тренды процессов деградации и опустынивания земель в различных климатических зонах , созданы и исследованы новые математические модели , создана Теория Глобального поиска ». И т.д, и т.д., и т.д.
Приведенный список достижений внушает просто трепет. А это ведь только сибирские ученые, составляющие далеко не большинство в России. Поэтому еще больший трепет внушает размер списка. Ведь число претендентов, жаждущих стать членами РАН, достигает почти 2 тыс. И каждый не один раз «впервые разработал», «создал», «впервые исследовал», «впервые описал»...
Какая, можно сказать, мощь научного интеллекта современной России! Правда, частота (чуть ли не в 2/3 случаев) употребления слова «разработан (а, ы, о)», пожалуй, великовата. К тому же если вспомнить состояние современной российской науки, уже не один десяток лет плетущейся в хвосте мирового научного мейнстрима...
Мне нравится российская наука. Мне нравится Российская академия наук – предмет настоящей мечты практически каждого русского ученого.
Новосибирск