0
27166
Газета Печатная версия

10.06.2019 17:21:00

Отечественный газ в Европе: аргументы "за" и "против"

Конференция в Берлине объединила европейских сторонников российских вариантов энергоснабжения Старого Света

Тэги: газ, газпром, газовая директива, северный поток 2, спг


газ, газпром, газовая директива, северный поток 2, спг В берлинском отеле «Адлон» на международной конференции «Перспективы энергетического сотрудничества Россия–Европейский союз» собрались в основном сторонники сотрудничества с «Газпромом». Фото Олега Никифорова

В Берлине прошла международная конференция «Перспективы энергетического сотрудничества Россия – Европейский союз. Газовый аспект». На пленарной сессии обсуждались вопросы, связанные с изменением европейского газового ландшафта в текущем и будущем годах. Выступали руководитель Российского газового общества, председатель комитета по энергетике Госдумы Павел Завальный, чрезвычайный и полномочный посол РФ в Германии Сергей Нечаев, генеральный секретарь Форума стран – экспортеров газа Юрий Сентюрин, глава комитета по экономике и энергетике немецкого Бундестага, представитель Левой партии Клаус Эрнст, глава «Газпромэкспорта» Елена Бурмистрова, заместитель министра энергетики РФ Анатолий Яновский, представители немецких концернов – участников проекта «Северный поток – 2», среди них один из членов руководства недавно созданного крупнейшего нефтегазового концерна Германии Хуго Диякграаф. От правительства Германии выступил один из председателей комиссии правительства ФРГ по энергетической и климатической политике Wachstum, Strukturwandel und Beschaftigung Станислав Тиллих.  

Павел Завальный, открывая конференцию, отметил, что «год, прошедший со времени последней конференции (она проходила в Берлине в мае 2018 года. – «НГ»), принес рост доверия к газу вообще и к российскому газу в частности на фоне политического давления, которое оказывается на европейский – и особенно немецкий – бизнес и политиков, работающих с Россией, как со стороны европейской бюрократии, так и со стороны США». 

Причины такого давления, по словам Завального, понятны, поскольку взаимовыгодные партнерские отношения с Германией, основанные на долгосрочном целеполагании, совместных проектах, обмене активами, справедливом распределении рисков и прибыли в цепочках создания добавленной стоимости, способствуют экономической и энергетической безопасности наших стран. Эта взаимная зависимость делает обе страны сильнее.

Очевидно, сказал председатель Российского газового общества далее, это не нравится нашим партнерам по глобальной конкуренции, как тем, кто соперничает с Германией за влияние в Европе, так и тем, кто считает себя единственной мировой сверхдержавой. И именно энергетика, газовый аспект сотрудничества, как наиболее успешный выбран в качестве объекта атаки. Он же используется для того, чтобы максимально развести между собой партнеров по ЕС, разобщить союз, снизив его политический и экономический вес в глобальной конкуренции. Правда, подчеркнул он, в этом году неуемный напор в отстаивании коммерческих и геоэкономических интересов методами политического давления, кажется, работает от противного. 

Приведу лишь несколько цифр. В 2018 году «Газпром экспорт» поставил в европейские страны около 202 млрд куб. м трубопроводного газа. Примерно 81% поставок из России приходится на страны Западной Европы, Германия с объемом 58,5 млрд является крупнейшим потребителем, затем идут Турция, Италия, Великобритания и Франция. Загрузка европейских регазификационных терминалов СПГ остается на уровне 25–30%. При этом именно в этом году и на европейском рынке СПГ Россия также начала играть заметную роль. В частности, сюда пришли 4,9 млн т газа проекта «Ямал СПГ». 

Эти цифры, по мнению Завального, лучшая иллюстрация роста доверия к российскому  газу, спроса на него сейчас и в перспективе, по мере сокращения собственной европейской добычи. При этом долгосрочные перспективы германского и, шире, европейского газового рынка во многом зависят от политических решений в области  целеполагания, нормативного регулирования поддержки ВИЭ,  инфраструктурных проектов, инвестиций в различные секторы энергетики.

Исходя из этого, отметил он, и была  выбрана тема пленарной сессии конференции. Она  посвящена изменениям европейского газового ландшафта 2019–2020 годов и ожиданиям, связанным с ними. В ближайшие два года нас ждет целый ряд событий, значимых для отрасли. Это и изменения Еврокомиссией регулирования рынка (Gas market design 2020), и реализация решений по выводу угля из генерации в Германии и других европейских странах, и начало действия директивы ЕС по офшорным газопроводам из третьих стран, и запуск крупнейших инфраструктурных проектов, в том числе «Северного потока – 2», и окончание ныне действующего договора о транзите через Украину, и начало нового политического цикла, в котором будут уже новые  Европарламент и Еврокомиссия.

Надо сказать, что в своем выступлении Клаус Эрнст поддержал Завального, утверждая, что практически США, навязывая свое мнение по энергоснабжению Европы, действуют не только против России, но и против немецких фирм, которые потребляют газ и участвуют с Россией в совместных проектах. Даже стиль поведения США в данном вопросе, как считает Эрнст, оскорбляет европейцев: это поведение колонизаторов позапрошлого века.

Основная проблема, которая, судя по всему, заботит и российских производителей газа, и европейских потребителей, связана с оценкой потребностей Европы в газе. В этой связи Анатолий Яновский привел варианты исследований различных фирм и организаций, которые отличаются друг от друга на 30%, почему многие предпочитают говорить не о прогнозах, а о сценариях.

Елена Бурмистрова, представляя главного поставщика природного газа в Европу, и прежде всего в Германию, не смогла дать прогноз по российским поставкам в текущем году. Они, по ее словам, могут колебаться в пределах от 194 млрд до 204 млрд куб. м. В этой связи есть смысл напомнить показатель российских поставок газа в истекшем году, который был приведен во вступительном слове Завального. Этот показатель составил около 202 млрд куб. м. Для поставки конкретным определяющим фактором в этом краткосрочном плане будет... погода.

Заместитель руководителя газпромовского департамента Александр Ишков сообщил в своем выступлении, что его доклад является, по сути, докладом Олега Аксютина, который весной этого года был назвачен заместителем руководителя председателя правления «Газпрома» по вопросам стратегического развития. Ценность данного выступления как раз и заключалась в том, что им была изложена концепция развития газовой корпорации, так сказать, ее бизнес-план. Прежде всего он представил прогноз потребления газа в Европе, который не совпадает с теми целями, которая Европейская комиссия поставила по потреблению газа с учетом господствующей в Европе идеологии, например энергоперехода.

Ижков обратился в первой части своего выступления к теме углеродного следа российских поставок и поставок конкурентов «Газпрома». При этом, по его утверждению, он опирался на исследования германских ученых.

10-1-1-t.jpg
Попытка США на недавней встрече
госсекретаря Помпео с канцлером Меркель
оказать давление на Германию, чтобы побудить
ее отказаться от «Северного потока–2»,
также оказалась безуспешной. Фото Reuters
Он полагает, что поставки природного газа по газопроводу «Северный поток – 2» остаются вне конкуренции. Разница в углеродном следе поставок сжиженного газа (СПГ) из США и по «Северному потоку – 2» совершенно для Ижкова очевидна. Поэтому, как он считает, ограничения следовало бы применить как раз к поставкам СПГ из США и других стран.

В этой связи нелишне напомнить, что на днях США опубликовали законопроект, который предполагает введение санкций против европейских судов, ведущих укладку трубопровода «Северный поток – 2» из России в Германию. Лицам, продолжающим продавать или сдавать в аренду суда, используемые для строительства «Северного потока – 2», планируется запретить въезд в США. Их имущество также будет заморожено. Понятно, что в ходе первого визита американского госсекретаря Майка Помпео в Берлин, который состоялся в конце мая, одной из тем был «Северный поток – 2». Немецкое государственное информационное агентство Deutsche Welle опубликовало комментарий по визиту Помпео. В частности, было отмечено, что  «канцлер ФРГ Ангела Меркель подчеркнула тесные и важные отношения Германии с США, несмотря на целый ряд серьезных разногласий. Она напомнила о существовании многих спорных вопросов между ФРГ и США, среди которых – атомная сделка с Ираном, конфликты в Афганистане и Сирии, «хрупкая» ситуация в Ливии и германо-американское сотрудничество по России и Украине». Хотя детали переговоров не раскрываются, не вызывает сомнений, что одной из тем было строительство «Северного потока – 2».  

Проблема, связанная с американским законопроектом, конечно, не осталась без внимания журналистов на пресс-конференции по итогам пленарного заседания. Однако представители России заверили их, что в случае необходимости «Газпром» может самостоятельно дофинансировать строительство «Северного потока – 2».  

Возвращаясь к докладу Ижкова, необходимо отметить, что его значительная часть была посвящена выбросам парниковых газов, поскольку это влияет на состав энергетического оборудования и, главное, энергоносителя, который им используется. Судя по всему, в «Газпроме» господствует иной, чем в Европе, взгляд на значение парниковых выбросов для будущего человечества. Понятно, что на этот счет существуют, в том числе и среди ученых, различные мнения. Некоторые из них полагают, что деятельность человека незначительно влияет на парниковый эффект и он обусловлен причинами природного характера: солнечной активностью, смещением оси Земли и т.п. Имеются и мнения, что потепления климата не существует и скорее на Земле наступает похолодание. Для поставщика энергоресурсов в данном случае наиважнейшим является понимание влияния на выбросы различных отраслей. По словам российского докладчика, на энергетику Германии приходится только 0,1% всех немецких выбросов. Он сравнил выработку в Германии солнечных и ветровых электростанций, отметив значительные колебания выработки, связанные с чисто внешними условиями (дует ветер или нет, и светит солнце или нет). И только тепловые электростанции, работающие на газе и угле, обеспечивают равномерность выработки электроэнергии. Разумеется, можно возразить докладчику, что повсеместное распространение распределенной энергетики в сочетании с ростом мощности и удешевлением накопителей в перспективе может решить замену тепловой генерации. Судя по всему, в Европе этот процесс в значительной степени не зависит от борьбы с потеплением. Ведь и использование (не говоря уже о производстве) солнечной или ветровой энергии для производства электричества имеют своим следствием также выбросы парниковых газов. Хотя докладчик прав в том, что Германия сама по себе не решит проблемы мирового сокращения выбросов. Индия, Китай и США играют в этом плане доминирующую роль. 

Что касается газа, то, по словам докладчика, замещение этим энергоносителем угольной генерации и моторного топлива в Германии сразу дает сокращение выбросов парниковых газов на 39%. Оценивая перспективы развития энергетики после 2050 года, Ижков считает, что это будет водородная энергетика, которая будет базироваться на производстве водорода из метана, который, как известно, является главной составляющей природного газа. 

В целом же выступавшие отмечали наличие стагнации потребления газа в Европе, что как раз связано с развитием возобновляемых источников энергии и методов энергосбережения. Однако в качестве противодействующих этим тенденциям факторов выступают сокращение собственной добычи газа в Европе, так называемый энергоповорот, связанный с отказом от угольной генерации и в ряде стран от атомной энергетики, и использование газа в качестве промежуточного наиболее экологичного доступного на сегодня энергоресурса, а также бурное развитие использования газа в качестве моторного топлива не только для крупного наземного, но и прежде всего для морского транспорта. Исходя из этого предполагается, что потребности Европы в газе станут превышать в обозримом будущем примерно 500 млрд куб. м. При этом на Россию будет приходиться значительная доля в этом потреблении. Такой прогноз даже вызвал замечание Завального: если из транспортных систем поставок газа в Европу будет исключена украинская транспортная система, что связано прежде всего с ее изношенностью, то России придется строить «Северный поток – 3» и расширять «Турецкий поток». 

Заслуживает внимания в этой связи статистика потребления газа в Европе в мае с.г., которую дают эксперты из «Сколково».

 В мае цены на газ в Европе снижались по сравнению с предыдущим месяцем. По сравнению с апрелем 2019 года цены в британском хабе NBP упали на 19% до 3,56 долл/млн БТЕ. В нидерландском хабе TTF цены в течение мая снизились на 20% до 3,8 долл/млн БТЕ. Такого низкого уровня цен на европейских спотовых площадках не наблюдалось с августа 2016 года. Цены на российский газ тоже снижаются, поскольку значительная доля портфеля (28%) привязана к спотовым котировкам, а еще часть находится в коридоре от спота, однако более сбалансировано благодаря сохранению нефтяной привязки по ряду контрактов. За январь–апрель газ «Газпрома» потерял в цене примерно четверть, в то время как за тот же период снижение цен в хабах составило около 40%. Экспорт газа «Газпрома» в Европу находился на высоком уровне. По данным REMIT, за 28 дней мая поставки «Газпрома» в Европу составили 15,6 млрд куб. м (не включая поставок по газопроводу «Голубой поток», но включая небольшие объемы в Прибалтику), что на 8,1% (1,2 млрд куб. м) выше, чем за аналогичный период прошлого рекордного мая. По итогам этого мая экспорт «Газпрома» в дальнее зарубежье окажется выше 16 млрд куб. м, скорее ближе к 17 млрд куб. м. Продолжается приток СПГ в Европу. В мае уровень загрузки европейских приемных терминалов СПГ составил 54% (40% в мае 2018 года), а уровень загрузки трубопроводной инфраструктуры для поставок СПГ в сеть – 50% (24% в мае 2018-го). В этом году показатели загрузки терминалов были выше только в январе. 22 мая в районе нидерландского месторождения «Гронинген» произошло землетрясение магнитудой 3,4 балла по шкале Рихтера. Очередное землетрясение вновь породило в Нидерландах разговор об отказе от газа. Нидерланды планируют к 2050 году полностью отключить все домохозяйства страны от природного газа. 

Берлин-Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Техническая и юридическая сторона украинского транзита

Техническая и юридическая сторона украинского транзита

Андрей Конопляник

Киев подает противоречивые сигналы в отношении будущих поставок газа

0
3718
Брюссель использовал Киев для давления на Венгрию и Словакию

Брюссель использовал Киев для давления на Венгрию и Словакию

Сергей Жильцов

Странам, несогласным с политикой ЕС, перекрывают доступ к российской нефти

0
2832
Россияне поддерживают госбюджет шопингом

Россияне поддерживают госбюджет шопингом

Анастасия Башкатова

Внутренний спрос рискует стать камнем преткновения и для Центробанка, и для Минфина

0
2196
Ашхабад расширяет сотрудничество с Кабулом

Ашхабад расширяет сотрудничество с Кабулом

Виктория Панфилова

Туркменистан ищет деньги на строительство афганского участка газопровода TAPI

0
2954

Другие новости