Газета Печатная версия

16.05.2022 18:03:00

Когда и от чего погибнет наша планета

Версии сроков катастрофы разнятся от нескольких десятилетий до миллиарда лет

Тэги: планета, земля, жизнь, углекислый газ, цивилизация, гибель, сценарии

планета, земля, жизнь, углекислый газ, цивилизация, гибель, сценарии Проблема гибели Земли волнует человечество с тех пор, как обитатель планеты посмотрел на небо. И наиболее вероятным вариантом является встреча с кометой. Иллюстрация Pixabay

Причиной гибели планеты Земля может стать недостаток углекислого газа. Но это лишь один из сценариев, причем весьма отдаленный.

Наиболее распространенным вариантом ликвидации жизни на Земле пока считается столкновение с астероидом или кометой. Расчеты, опубликованные в журнале Nature еще в 2017 году, показывают, что для этого потребуется космический камень поистине гигантских размеров. Для уничтожения всего живого на Земле необходимо нанести удар, в результате которого все моря и океаны буквально испарятся. Подобные мощные удары способны нанести только такие астероиды, как Паллада и Веста – самые большие в Солнечной системе. Есть свидетельства того, что планета Земля на ранней стадии своей жизни пострадала в результате столкновения большого планетоида под названием Тейя. Однако в наши дни столкновения таких крупных космических объектов крайне маловероятны.

Другие варианты апокалипсиса. 450 млн лет назад произошло событие, которое назвали ордовикско-силурийским вымиранием. Это одна из крупнейших фатальных катастроф на Земле. В тот раз на нашей планете внезапно произошло падение концентрации кислорода, которое растянулось на несколько миллионов лет. Утверждают, что оно было связано с внезапным похолоданием. Вызванное им резкое падения уровня содержания кислорода привело ко второй фазе – стадии вымирания живых организмов.

Даже если внезапная волна глобального похолодания и спровоцировала массовое вымирание живых организмов в верхнем ордовике, что же в первую очередь явилось причиной этого явления? На протяжении многих лет многие астрономы предполагали, что виновником мог быть какой-нибудь мощный гамма-всплеск (GRB).

Всплески гамма-излучения – это загадочные явления, которые являются скорее всего самыми сильными и мощными взрывами во Вселенной; по мнению астрономов, эти всплески возникают в результате вспышек сверхновых. Однако (к счастью) человечеству еще не приходилось наблюдать подобную вспышку на достаточно близком расстоянии от Земли, чтобы понять, что же это представляет собой на самом деле. На данный момент гамма-всплески были замечены лишь в других галактиках.

Но если что-то подобное произойдет на просторах Млечного Пути, как это, вероятно, и случалось в прошлом, то на Земле вымрет все живое. Гамма-всплеск, направленный в нашу сторону, длится всего какие-то 10 секунд, но за столь короткое время он способен уничтожить по крайней мере половину озонового слоя Земли.

Ни один из описанных выше катастрофических сценариев, несущих угрозу гибели для всего живого, не сравнится с той судьбой, которая уготована самой планете Земля. Вне зависимости от того, произойдет ли в будущем гамма-всплеск или не произойдет – все равно примерно через миллиард лет бóльшая часть всех живых организмов на Земле в конечном итоге погибнет из-за нехватки кислорода. Эта информация представлена в другом исследовании, опубликованном в мартовском номере журнала Nature Geoscience.

По мнению ученых, наличие богатой кислородом атмосферы у Земли – это отнюдь не постоянная, а переменная величина: примерно через миллиард лет из-за солнечной активности концентрация кислорода в атмосфере резко снизится до того уровня, который имел место до наступления «кислородной катастрофы». Чтобы прийти к таким выводам, авторы исследования, объединив различные математические модели (климатические и биогеохимические), выяснили, как именно будет изменяться атмосфера по мере того, как Солнце будет стареть и выделять все больше и больше энергии.

Ученые установили, что в конечном итоге наступит такой момент, когда весь углекислый газ в земной атмосфере распадется. В результате вымрут все растения и прочие организмы, вырабатывающие кислород и живущие за счет фотосинтеза. На Земле не останется достаточного количества живых организмов, способных поддерживать тот уровень концентрации кислорода в атмосфере, который необходим для существования человека и животных.

Точное время наступления и длительность этой эпохи (а процесс деоксигенации может занять всего 10 тыс. лет) зависит от множества различных факторов. Но в конце концов, утверждают авторы исследования, этот катаклизм для планеты Земля неизбежен.

К счастью, у человечества есть в запасе еще миллиард лет, чтобы что-нибудь придумать.

Правда, есть и другие, более тревожные варианты. Речь идет о версии, опубликованной в сообщении Римского клуба (Club of Rome). Напомним читателям, что эта организация, созданная в апреле 1968 года итальянским промышленником Аурелио Печчеи и генеральным директором по вопросам науки ОЭСР Александром Кингом, объединяет представителей мировой политической, культурной и научной элиты. В этом исследовании утверждается, что крах человеческого общества наступит в 2040 году. В данном случае речь идет о границах экономического роста, которые обозначат крах современной промышленности. О нем сообщает британская газета Guardian. Это не первое предупреждение ученых. Об этом же сообщала другая команда ученых, отчет которых был опубликован изданием American Scientist.

Нидерландский ученый Гайя Херрингтон, работающая в команде международной консалтинговой фирмы KPMG, в беседе с Guardian констатировала, что с научной точки зрения предложенная модель представляет интерес. Актуальные данные, по ее мнению, соответствуют предсказаниям, которые в самом негативном сценарии говорят о прекращении экономического роста к концу текущего десятилетия и крах еще спустя десятилетие. Правда, в данном случае имеются две важные оговорки – это не гибель планеты и это один из сценариев. Херрингтон отмечает, что у человечества всегда имеется шанс выбрать тот сценарий, который не окончится крахом цивилизации.

Можно возразить, что гибель цивилизации – это еще не конец для планеты. Это так, но для человека разумного это, наверное, равносильное явление.