0
7210
Газета НГ-Политика Интернет-версия

24.05.2016 00:01:20

Государство фактически поощряет передачу детей-инвалидов в интернатные учреждения

Тэги: инвалиды, дети, сергей колосков, смолин, оон, конвенция о правах инвалидов, шрифт брайля, слепые, синдром дауна



Светлый мир и доступная среда гарантированы далеко не всем россиянам с ограниченными возможностями. 	Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Светлый мир и доступная среда гарантированы далеко не всем россиянам с ограниченными возможностями.  Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Четыре года назад, в мае 2012 года, Россия наконец ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. О том, какие главные проблемы людей с ограниченными возможностями стали более очевидны после присоединения к этому международному договору, и о том, что было сделано и еще предстоит сделать для исполнения Конвенции, ответственный редактор «НГ-политики» Роза ЦВЕТКОВА попросила рассказать эксперта Общественной палаты РФ, члена Совета по специальному и инклюзивному образованию при комитете по образованию Госдумы, помощника депутата ГД РФ Олега Смолина, отца инвалида с детства Сергея КОЛОСКОВА.


– Сергей Александрович, почему мы присоединились к Конвенции о правах инвалидов так поздно, ведь она была принята Генеральной ассамблеей ООН еще в декабре 2006 года и стала открыта для присоединения к ней уже спустя полгода, в марте 2007-го? И что мы должны были сделать в первую очередь, став полноправными участниками этого международного договора?

– Действительно, это решение несколько запоздалое, но наше правительство посчитало, что прежде, чем присоединяться к этому крайне важному документу, защищающему права инвалидов, нужно к этому хорошо подготовиться и оценить финансовые и правовые возможности страны.

Положения Конвенции в первую очередь адресованы государствам-участникам. Это означает, что ратификацией Конвенции государства-участники обязуются ее исполнять, прежде всего приводя в соответствие с Конвенцией национальное законодательство. В декабре 2014 года Государственная дума приняла закон № 419 о внесении изменений в законодательство в связи с ратификацией Конвенции. Этим законом были внесены изменения в 25 федеральных законов, касающихся самых разных сторон жизни общества – от деятельности библиотек до работы морского транспорта.

Приведу несколько примеров. Так, в законе о социальной защите инвалидов появилась статья о недопустимости дискриминации по признаку инвалидности. Закон о службе в органах внутренних дел в настоящее время обязует в составе органов МВД иметь сотрудников, владеющих навыками русского жестового языка. Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта теперь предусмотрено оснащение общественного транспорта надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Жилищный кодекс теперь предусматривает, что жилые помещения должны быть приспособлены к потребностям инвалидов. Думаю, что многие заметили такие нововведения, как субтитры на федеральных телеканалах и звуковые сигналы некоторых светофоров. В Москве, а может быть, и не только в Москве, появился общественный транспорт с возможностью заезда в него на коляске.

– Значит, наше государство озаботилось правами инвалидов во всем их объеме? И жизнь людей, не способных самостоятельно решать многие свои проблемы, налаживается?

– К сожалению, нет. Если внимательно посмотреть на эти законодательные нововведения, то видно, что все они адресованы в основном только трем категориям инвалидов: с нарушениями опорно-двигательного аппарата, незрячим и неслышащим. Однако это не все категории инвалидов. Например, среди инвалидов с детства 60% имеют нарушения психоневрологического, в том числе ментального, характера. Их жизнь и жизнь их семей ничем не изменилась и не стала легче. У них не появилось больше прав и возможностей. Парадоксально, что фактически инвалиды с психоневрологическими нарушениями были подвергнуты дискриминации по отношению к другим категориям инвалидов законом, который запрещает дискриминацию инвалидов. Поскольку для них Конвенция не «заработала».

– Почему так произошло, на ваш взгляд?

– Несмотря на большой объем законодательных нововведений, они не носили достаточно системного характера. И по большому счету не были направлены на то, чтобы обеспечить инвалидам возможность реабилитации, абилитации и жизни в обществе. Изменения в законодательстве не затронули такие системообразующие для жизни инвалидов вопросы, как профилактика социального сиротства детей-инвалидов, включая раннюю помощь, инклюзивное образование, поддержку трудоустройства, стационарозамещающие услуги или сопровождаемое проживание, обеспечение деинституциализации инвалидов, детей и взрослых, которые сейчас изолированы от общества в интернатах.

– Отсутствие прогресса в системообразующих вопросах – что это конкретно значит для человека-инвалида?

– Хорошо, давайте по порядку. Профилактика социального сиротства детей-инвалидов, включая раннюю помощь, прямо вытекает из статьи 23 Конвенции. Там говорится о необходимости принятия особых мер для того, чтобы обеспечить возможность детям-инвалидам жить в семье. Для этого государства-участники обязуются с самого начала – с момента установления нарушения здоровья – предоставлять детям-инвалидам и их семьям всестороннюю информацию, услуги и поддержку. Если родные не в состоянии обеспечить уход за ребенком-инвалидом, государство обязуется прилагать все усилия к тому, чтобы ребенок проживал в семейных условиях, а не в интернате.

Между тем у нас «с самого начала» – с момента установления нарушения здоровья ребенка, а нередко это бывает вскоре после рождения – все происходит точно наоборот. Существует категория детей-инвалидов, которые имеют так называемые медико-социальные показания для направления на постоянное проживание в дома ребенка и дома-интернаты для детей-инвалидов. Например, к такой категории относятся дети с синдромом Дауна, которых немало в домах ребенка и домах-интернатах для детей-инвалидов.

То есть у нас есть специальные интернаты для детей, которые лишились права и возможности жить в семье только по причине инвалидности! В таких интернатах проживают 23 тыс. детей в возрасте от 4 до 18 лет.

Тем самым государство признает, что воспитание таких детей и уход за ними связаны с большими трудностями. Семьи, воспитывающие таких детей, испытывают значительные физические, психологические и материальные нагрузки, которые могут сказываться на всех членах семьи, в том числе на других детях.

Однако государство не предлагает адекватных мер помощи, которые содействовали бы нормальному функционированию таких семьей и предотвратили бы существенное снижение их благосостояния и социального статуса.

Получается, что государство фактически поощряет передачу родителями детей-инвалидов в интернатные учреждения, устанавливая право родителей передавать детей-инвалидов в интернатные учреждения по медико-социальным показаниям и не предоставляя семьям необходимой им поддержки. Дело иногда доходит до абсурда: например, при рождении ребенка с синдромом Дауна медики объясняют родителям, что ввиду тяжести диагноза ребенка лучше передать в дом ребенка, а медико-социальная экспертиза отказывается устанавливать ребенку инвалидность, ссылаясь на то, что ограничения жизнедеятельности есть у всех младенцев, а не только у младенцев с синдромом Дауна. При этом обращения общественности и Владимира Лукина, который являлся тогда уполномоченным по правам человека в РФ, в Минтруд с просьбой устранить это очевидное нарушение прав детей с синдромом Дауна результата не дали!

– Но, может быть, проблема в том, что у нашего государства просто-напросто нет средств на адекватную поддержку семей с детьми-инвалидами, и, как всегда, чиновники нашли простой для решения выход из создавшейся проблемы?

– Считаю, что причина не в недостатке средств. Если говорить об экономической стороне вопроса, то дело в отсутствии инвестиций в профилактику социального сиротства. Поясню на примере. Я только что вернулся из Санкт-Петербурга, где посещал один из домов ребенка. Один месяц пребывания ребенка в этом учреждении стоит свыше 100 тыс. руб. За эти средства ребенок не только получает питание и уход, но и реабилитацию – в доме ребенка есть логопед, другие специалисты, специальное оборудование. При правильном подходе дом ребенка как таковой мог бы стать центром системы комплексной помощи семьям группы риска социального сиротства – реабилитационным центром и детским садом, а также местом для кратковременного проживания детей в целях «передышки» родителей. Высвобожденные средства могли бы быть направлены на другие меры комплексной помощи семьям.

– Уточните, пожалуйста, что подразумевается под комплексной помощью семьям с детьми-инвалидами, особенно из группы риска социального сиротства.

– Основные меры, на мой взгляд, должны заключаться в следующем:

– выявление ключевых потребностей семьи и определение мер социальной поддержки, необходимых для ее нормального и полноценного функционирования;

– предоставление семейноориентированной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям-инвалидам в младенческом и раннем детском возрасте;

– содействие в устройстве ребенка-инвалида дошкольного и школьного возраста в соответствующее возрасту образовательное учреждение;

– транспортное обслуживание детей-инвалидов в соответствии с медико-социальными показаниями в целях обеспечения возможности их доставки в образовательное учреждение, реабилитационное учреждение, в учреждение социального обслуживания и возвращения к месту проживания по окончании учебных занятий, реабилитационных мероприятий и получения социальных услуг;

– предоставление родителям возможности передавать ребенка-инвалида в «гостевую семью» или в организацию, предоставляющую социальное обслуживание на короткое время, – для «передышки» родителей, а также в случае заболевания родителей, возникновения кризисной ситуации в семье;

– проведение индивидуальной и групповой работы с родителями, направленной на повышение «родительской компетентности», и развитие навыков позитивного воспитания ребенка, на преодоление стрессовых состояний и психологической усталости;

– предоставление необходимой материальной помощи в период преодоления возможных кризисных ситуаций в семье ребенка-инвалида;

– Но ведь разработана и готовится к утверждению правительством Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года?

– Хорошо, что в соответствии с Концепцией ранняя помощь будет развиваться на межведомственной основе. Плохо то, что она все еще недоступна большинству нуждающихся в ней детей. А ведь ранняя помощь гарантирована статьей 5 закона об образовании. В статье говорится, что в целях реализации права каждого человека на образование создаются необходимые условия для оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.

Вместе с тем все еще не утверждены нормативные акты, которые устанавливали бы порядок предоставления ранней помощи и ее содержание. Не установлена обязанность медицинских организаций, которые систематически наблюдают детей раннего возраста, направлять или рекомендовать нуждающихся детей в организации, предоставляющие раннюю помощь. Не организована подготовка специалистов по ранней помощи, не утверждены соответствующие образовательные стандарты.

– А инклюзивное образование?

– Это большая и сложная тема для отдельной статьи. Если кратко, то инклюзивное образование, так же как и ранняя помощь, гарантированы статьей 5 закона об образовании. Вместе с тем нормативные акты по инклюзивному образованию не приняты. Не выстроена рекомендованная ЮНЕСКО система инклюзивного образования. Два основных элемента этой системы заключаются в следующем. Обычные учителя получают помощь в обучении учащихся с особыми образовательными потребностями от соответствующих специалистов, работающих в школе. Обычные школы получают помощь в обучении учащихся с особыми образовательными потребностями со стороны ресурсных центров.

Сложилась ситуация, когда инклюзивные школы являются таковыми только для отчета, качественных условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями в них не создано. Закрываются коррекционные школы, родители жалуются. Необоснованно много детей с особыми образовательными потребностями вынуждены получать надомное образование, что совсем не способствует их интеграции в общество. О качестве такого образования во многих случаях говорить не приходится.

– Вырисовывается не слишком утешительная картина государственной поддержки детей-инвалидов. А какие проблемы являются, по вашему мнению, самыми острыми для взрослых инвалидов?

– Самая острая и, я считаю, позорная для нашей страны проблема – это массовое помещение в интернаты инвалидов, которые не могут проживать самостоятельно. Особенно в тяжелом положении инвалиды с психологическими расстройствами, которые помещаются в закрытые от общества психоневрологические интернаты.

Статья 19 Конвенции о правах инвалидов требует, чтобы государства предоставляли инвалидам услуги, которые необходимы им для жизни в обычных местах проживания, и не допускали изоляции инвалидов от общества. Несмотря на это, сегодня в психоневрологических интернатах изолировано от общества 150 тыс. инвалидов, в большинстве случаев пожизненно. Это значит, что в психоневрологических интернатах проживает каждый 800-й взрослый гражданин России

Психоневрологические интернаты – фактически закрытые учреждения, поскольку действуют по принципу психиатрической больницы. Согласно санитарным нормам, проживание в психоневрологических интернатах предусмотрено в палатах на четыре–шесть человек при коридорной системе. А фактически в палатах часто проживают восемь и более человек. Во многих случаях самостоятельный выход с этажей проживания запрещен или ограничен. Подавляющее большинство проживающих не могут выходить за пределы интерната. Как показали проверки этих интернатов Общественной палатой, живущие в них люди фактически бесправны и находятся в полной зависимости от персонала.

Убежден, что государственная политика в отношении инвалидов должна быть коренным образом пересмотрена. Но сначала нужно осознать суровую и безысходную реальность для инвалидов и их семей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Россияне растягивают ипотечное удовольствие

Россияне растягивают ипотечное удовольствие

Анастасия Башкатова

Чтобы купить квартиру, семьи вынуждены брать кредит уже более чем на 22 года

0
976
Деньги для нацпроектов советуют искать на бирже

Деньги для нацпроектов советуют искать на бирже

Михаил Сергеев

Госкомпании РФ получат финансирование через продажу акций на триллион рублей

0
935
ЦБ РФ повысил прогноз по чистой прибыли банков на 2024 год до 3,3–3,8 трлн руб

ЦБ РФ повысил прогноз по чистой прибыли банков на 2024 год до 3,3–3,8 трлн руб

0
561
Норвежская компания установила в Баренцевом море плавучую платформу для добычи нефти и газа

Норвежская компания установила в Баренцевом море плавучую платформу для добычи нефти и газа

0
640

Другие новости