0
2044
Газета Non-fiction Интернет-версия

04.09.2008 00:00:00

Страна святых чудес

Тэги: конференция, литература, потенциал, духовность


конференция, литература, потенциал, духовность

Духовный потенциал русской классической литературы: Сборник научных трудов/ Ред. В.Пасечник и др. – М.: Русскiй мiр, 2007. – 592 с.

Тема духовного начала всегда требует такта. И дело не только в опасности оскорбить собеседника каким-нибудь нередко неосознанным подчеркиванием собственного превосходства, но и в сложности определения собственного потенциала, его границ и соотносимости с другими религиозными, философскими культурами.

И действительно, о каком «превосходстве» русской духовности можно говорить, когда существует Уильям Шекспир и Данте Алигьери, Уильям Фолкнер и Томас Манн? Это не значит, что Достоевский или Бродский «ниже» Гофмана или Мильтона. Каждый писатель самобытен, а потому подобные оценки просто ненаучны. И напоминают они известного обкурившегося зайца из анекдота, ковыряющего у себя в носу и глубокомысленно заявляющего: «Зато я богат духовно».

Сборник статей по материалам одноименной конференции, состоявшейся в Московском государственном областном университете, оставляет чувство двойственности. Но обо всем по порядку.

Статьи, охватывающие период от «Слова о полку Игореве» и сочинений Ивана Посошкова до Владимира Соловьева и Александра Солженицына, фиксируют и анализируют религиозные и нравственные аспекты в исследуемых сочинениях и персоналиях. Также в сборнике приведены концептуальные статьи, исследующие духовные основы русской литературной классики. Представленные материалы нередко заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, хрестоматийные тексты. Так, Михаил Матлин (Ульяновск) пишет о религиозном типе личности в «Грозе» Алексея Островского, а Владимир Мельник (Москва) – о православных аспектах поэмы Николая Некрасова «Мороз, Красный нос».

Одновременно в некоторых статьях присутствует опасная тенденция отождествления национального и религиозного начала, которая опирается на мифологему «Святой Руси» и родственную ей государственническую публицистику. Эта печальная тенденция имеет свою историю. Она проявлялась и в дореволюционной, и в эмигрантской, и в современной периодике. Например, философ-публицист, в свое время имевший безответный роман с нацистами, Иван Ильин заявлял, что Россия – «это национальный сосуд Духа Божия». Если быть последовательным, то носитель подобной системы ценностей неизбежно низведет мировую религию к племенной мифологии древности. А сакрализация почвы (подобное уже было в одной центральноевропейской стране, а ее автор в итоге выпил яду) создает языческое многобожие, политеизм. Кроме того, все мировое литературное наследие сводится не к творчеству, а к личному отношению того или иного писателя к России. Называл Томас Манн русскую литературу «святой» – наш человек? Но, как пел Александр Городницкий, «если ты не пахнешь серой, значит, ты не нашей веры». А ведь еще поэт и философ-славянофил Алексей Степанович Хомяков Европу иначе как «страной святых чудес» не называл┘

Хочется надеяться, что конференция не будет последней. Это позволит глубже понять те сокровенные черты отечественной литературы, за которые ее так любит Запад. И мы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
419
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
461
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
283
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
186

Другие новости