0
1278
Газета Non-fiction Интернет-версия

17.09.2009 00:00:00

Между культурой и естественностью

Тэги: кнорринг, дневник, повесть, жизнь


кнорринг, дневник, повесть, жизнь

Ирина Кнорринг. Повесть из собственной жизни. Дневник. Т. 1. – М.: Аграф, 2009. – 608 с. (Символы времени).

Дневники, мемуары и иные документальные свидетельства читают, как правило, из-за интереса к теме (личности писавшего) или занимательности повествования. Если повезет, то по обеим причинам сразу.

Дневник поэтессы Ирины Кнорринг (1906–1943), названный ею «Повестью из собственной жизни», – исключение. Хотя в нем достаточно вполне остросюжетных поворотов.

Гражданская война (глазами подростка). Эвакуация из Крыма 13 ноября 1920 года на борту линкора «Генерал Алексеев» (бывшем до того «Волей», а еще раньше «Императором Александром III»). Затем «Ледяное Понтийское море,// Ледяная душа кораблей», как писал ее современник Николай Туроверов, жизнь в Бизерте (Северная Африке) вместе с остатками Русской армии генерала Петра Врангеля.

Переезд в Париж, погружение в интеллектуальную элиту Русского зарубежья. И это общение не ограничивалось шапочным знакомством или пассивным слушанием докладов и лекций. Хотя Кнорринг посещала Сорбонну (русское историко-филологическое отделение), где слушала историка религии Антона Карташева и философа Льва Шестова (оценим широту интересов), ходила на лекции Павла Милюкова.

Круг ее друзей и знакомых был довольно широк. Здесь Борис Зайцев и Георгий Адамович, Юрий Терапиано и Антонин Ладинский, Галина Кузнецова и Вадим Андреев... И их моментальные фотографии: нервный, живущий одной поэзией Георгий Адамович или Терапиано с «замечательной мимикой», достойной профессионального актера.


Увлекательное занятие – чтение дневников. Особенно чужих.
И.Е.Репин. Читающая девушка. 1876. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

В чем же притягательность дневника? Он выигрывает за счет естественности: автор непосредственно реагирует на события, искренна в чувствах. При этом у нее собственный взгляд на события, независимый от господствующих оценок и суждений, что автоматически исключает подход к нему как к «человеческому документу». И это не может не подкупать читателя.

Так, например, случилось, когда 5 апреля 1926 года в редакции «Верст» Марина Цветаева организовала не лишенный провокативности и эпатажа доклад-диспут другого редактора журнала – князя Дмитрия Святополка-Мирского «Культура смерти в предреволюционной литературе» (позже он был опубликован там же в виде статьи «Веяние смерти в предреволюционной литературе»). Цветаева с гордостью писала 8 апреля 1926 года их общему другу Валентину Булгакову: «Были Бунин, Алданов, С.Яблоновский, много кто (говорю о старых или правых), но никто не принял вызова, после 1 ч. просто покинули зал. Походило на бегство». А по мнению Кнорринг, у Святополка-Мирского «доклад был скучный и глупый. Такой глупый, что Ходасевич на прения даже не остался, и выступило только три молодых человека».

При этом следует отметить, что Кнорринг как минимум с уважением относилась к Цветаевой, которая поразила ее стихами, посвященными Белой армии («Лебединый стан»), и, в частности, посвятила ей стихотворение «Целый день по улицам слонялась┘».

Такая вот культура и естественность. Почти что девиз. А как еще может звучать кредо последовательного человека, если он поэт?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
576
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
324
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
339
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
308