0
1236
Газета Non-fiction Интернет-версия

13.01.2011 00:00:00

Без праздника

Тэги: бордюгов, праздник. выходной


бордюгов, праздник. выходной

Геннадий Бордюгов. Октябрь. Сталин. Победа. Культ юбилеев в пространстве памяти.
– М.: АИРО-XXI, 2010. – 256 с.

В общественной жизни праздник не только развлекательное мероприятие, но и форма самоидентификации человека. Индивид соотносит себя с историческим событием, которому посвящено развлекательное мероприятие. Если для значительной части социума праздник «всего лишь дополнительный выходной», то необходимой целостности нет. Общество и страна больны.

Книга московского историка Геннадия Бордюгова посвящена трем праздникам, мыслившимся в Советском Союзе основополагающими для сплоченности общества: Октябрьской революции, дню рождения Иосифа Сталина и Дню Победы. А точнее, к их становлению, развитию и упадку.

Исследователь анализирует формы локализации памяти о празднике, включение его в пространство власти с целью легитимизации последней. Ученый рассуждает о причинах, по которым менялись ценностные установки торжеств. Бордюгов рассматривает юбилеи в контексте современных им исторических и цивилизационных событий, вводит праздники в культуру повседневности.

Представлены автором и оппозиционные отношения к торжествам. И не только со стороны, например, противников Сталина внутри партии, но и народа. В период празднования первого юбилея Октября в 1927 году в партийных письмах и сводках ОГПУ фиксировались такие оценки происходящего: «при царе было гораздо лучше поставлено торговое дело. Там была конкуренция», а коммунистическая идеология именовалась «новой советской религией, идолопоклонством».

Одновременно ученый показывает, что с отменой празднования Великого Октября и дня рождения Сталина в культурном и общественном контексте образовались лакуны, так и не замещенные в дальнейшем (в случае со Сталиным с 1956 года, а в случае с Октябрем – с 2004 года).


Что есть праздник? Демонстрация общественного единства или просто лишний выходной?
Борис Кустодиев. Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого. 1921. Государственный Русский музей

Хотя уже в 1997 году праздник Октябрьской революции был актуален лишь для 47% населения, появление вместо него Дня согласия и примирения, а также Дня народного единства образовавшийся вакуум, увы, не заполнило. Вполне естественно девальвировавшимся, отжившим праздникам (революции и дня рождения Сталина) власть не смогла создать сколько-нибудь внятной альтернативы.

Есть проблемы и с Днем Победы. Бордюгов пишет, что при Сталине «так и не сложилось какого-либо содержательного проекта памяти» для этого праздника. Параллельно его официозному декларативному прославлению шла не заявленная открыто, обрамляемая намеками девальвация.

Остались проблемы и сейчас. Не удалось возродить 9 Мая, освободив его от коммунистической мифологии.

Теперь праздничное «пространство памяти оказалось подмененным одной из своих функций – актуализацией прошлого в контексте событий текущего момента». Парадокс, но элемент конъюнктурности имел место в период празднования 9 Мая и при Сталине.

Книга оставляет грустное чувство. Праздники кончились. Остались «дополнительные выходные» и Новый год.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
977
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1218
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
585
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
406

Другие новости