0
1353
Газета Non-fiction Интернет-версия

15.09.2011 00:00:00

Золотая часть Серебряного века

Тэги: женщина, литература, проза


женщина, литература, проза

Кирсти Эконен. Творец, субъект, женщина: Стратегии женского письма в русском символизме.
– М.: Новое литературное обозрение, 2011. – 400 с.

Когда-то Валерий Брюсов написал: «Ты – женщина, и этим ты права». А раз так, то права она во всех своих начинаниях. В том числе и литературных.

Финский славист Кирсти Эконен рассматривает многообразие тенденций в области женской литературы Серебряного века. Да, женская проза начала века – это в первую очередь масскульт. Но не только. В качестве примеров в книге анализируется творчество Зинаиды Гиппиус, Людмилы Вилькиной, Поликсены Соловьевой и Лидии Зиновьевой-Аннибал. Ученым акцентируется внимание на личном опыте литераторов, процессе письма и авторской идентичности. Естественно, рассматривается и контекст: и философские штудии (от эроса Платона до «Вечной женственности» Владимира Соловьева), и различные формы культуры модернизма.

Эконен подчеркивает многообразие функций, которые выполняла феминность в символистской эстетике. А они зачастую несли противоположные значения. Здесь и конструирование идеального творческого субъекта, и одновременно участие в создании нового мифа об андрогине.

Различны были и идеи у рассматриваемых литераторов. Так, Зинаида Гиппиус стремилась нивелировать границы между жизнью и искусством, создав новую, преображенную реальность. А Нина Петровская, наоборот, делала все, чтобы подчинить жизнь искусству. Не зря ее трагическая биография читается как классический декадентский роман. Кстати, она и сама стала литературным персонажем – Ренатой в «Огненном ангеле» Брюсова. Более взвешенную позицию занимала Поликсена Соловьева, чьи тексты следуют ранним образцам символизма, а вот Людмила Вилькина увязывала свое творчество не столько с декадентской, сколько с классической литературой (Каролина Павлова). Условный синтез этих двух подходов можно найти у Лидии Зиновьевой-Аннибал. Супруга Вячеслава Иванова в разные периоды то включалась в дискурс символизма, то, наоборот, отходила от него.

Альтернативные эстетические стратегии? Да. Противоречия? Да. Следовательно, какие-то из этих стратегий верные, а какие-то ложные? Нет. Ведь созданы они не только лучшей частью Серебряного века, но и лучшей половиной человечества. Продолжим цитировать Валерия Яковлевича: «Ты – в наших безднах образ божества!» А разве божество может вообще ошибаться? Тем более если об этом пишет поэт. А он всегда прав.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
685
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
803
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
410
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
281

Другие новости