0
1233
Газета Non-fiction Интернет-версия

09.02.2012 00:00:00

"Бронзовый солдат" Серебряного века

Тэги: культура, миф


Начало прошлого столетия тесно увязывается в общественном сознании с расцветом не только отечественной культуры (Серебряный век и религиозный ренессанс, первая волна эмиграции), но и с политическим и экономическим возрождением государства. И действительно, немного найдется государственных деятелей, сравнимых с такими премьер-министрами, как Сергей Витте или Петр Столыпин. Да и их противники как справа, так и слева были не менее харизматичны. Вспомним один лишь скандальный образ «столыпинских галстуков», созданный кадетом Федором Родичевым.

Вот только подобное разнообразие не было чем-то эксклюзивным, внутрироссийским. Ярких политиков или писателей было не меньше в то время и в других странах. Так? Уинстон Черчилль в своих мемуарных очерках не ограничивается внутрианглийскими образами создателя скаутского движения генерала Роберта Баден-Пауэлла или короля Георга V. Портреты Франклина Рузвельта (еще не ставшего президентом) или испанского короля Альфонсо XIII (уже изгнанного из страны) рисуют нам столь же сильных личностей и незаурядных политиков. А Гитлер у него не менее инфернален, чем характеристика Бориса Савинкова, данная министром иностранных дел Сергеем Сазоновым, которую приводит Черчилль: «Он – убийца. Я в шоке от работы с ним. Но что делать? Он самый знающий, самый сильный и самый энергичный. С ним никто не сравнится».

То же и с писателями. Да, еще до революции российская известность Дмитрия Мережковского или Максима Горького была соотносима с мировой. О Горьком даже читали лекции в европейских университетах┘ Остается сожалеть, что тогда не читали аналогичные лекции о Джеймсе Джойсе или Ричарде Олдингтоне. Впрочем, у Олдингтона в то время были определенные сложности. Его знаменитый роман «Смерть героя» вышел в несколько купированном виде. Так что проблемы с цензурой, о которых пишет Алан Кубатиев, были не только у Джойса. Но не в этом дело. Расцвет литературы, освободившейся от моды на позитивизм и рациональный взгляд на мир, был и в других странах. Франц Кафка в Австрии, Мигель де Унамуно в Испании, Луиджи Пиранделло в Италии. Да и Джойсу на пятки наступал его ученик Сэмюэль Беккет┘

Почему в отечественной культуре возникают мифы, подобные мифу об исключительности Серебряного века? По двум причинам. Во-первых, насильственный слом в ходе революции и последующих событий придал ему трагические, а потому более заметные черты. Во-вторых, мифы во всем мире давно уже стали заменой идеологии, прочно заняв место в политике, истории, той же литературе. В ряде случаев происходит педалирование культурных или политических достоинств страны, этакий белый пиар. А иногда самоутверждение происходит за счет унижения оппонента – черный пиар.

И остается два варианта: или рассматривать собственную культуру в контексте современных ей интеллектуальных поисков, или воспринимать ее как таллинского «бронзового солдата», о котором пишет Геннадий Бордюгов. Но тогда не нужно обижаться, если для других она станет «оккупантом» и он захочет перенести ее на задворки истории.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
797
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
432
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
446
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
400