0
2553
Газета Non-fiction Интернет-версия

07.11.2013 00:01:00

Черная кошка познания

Тэги: нилогов, философия антиязыка


нилогов, философия антиязыка Слова или антислова, кто их разберет? Фото Владимира Захарина

Философия антиязыка

Алексей Нилогов. Философия антиязыка.

– СПб.: Алетейя, 2013. – 216 с.

Антиязык – это только на первый взгляд не совсем понятный мир, даже целая вселенная, вокруг которой вращаются все главные идеи книги Алексея Нилогова – человека весьма интересного в современной отечественной философии. Уже один тот факт, что он является автором известного издания «Кто сегодня делает философию в России» (М., 2007, 2011), вызвавшего весьма разноречивые реакции, но бесспорно всколыхнувшего дремлющее философское сообщество, говорит о его эвристичности как философа.

Главная задача, которой посвящена его книга «Философия антиязыка», заключается в разработке концепта антиязыка. «Замах» автора весьма впечатляющ, если не сказать – самонадеян. Это видно хотя бы из такого определения: «Антиязык – это совокупность классов антислов. Он помогает именовать такие вещи, которые невозможно называть с помощью обычного естественного человеческого языка. Антислово нельзя выразить посредством звуков. Оно обладает значением, но не звучанием. Антиязык – это подводная часть айсберга. Верхушка айсберга – все наличные человеческие языки»

Что это? Исключительно авторская претензия создать очередной метафизический фантом философии или действительно перспективная работа, расширяющая рамки традиционной философии языка, да и вообще философии? Мы склоняемся ко второму варианту и постараемся это показать на том материале, который есть в книге.

Конечно, настораживают такие сентенции: «Примеры антислов отсутствуют, ибо невозможно произнести антислово на естественном языке», «Антиязык предоставляет возможности для невербальной коммуникации, а также для телепатии и чтения мыслей». Но это скорее манифестация неких запредельных возможностей антиязыка, нежели признание в любви к телепатии как таковой. Здесь вообще ставятся серьезные философские вопросы о мысли и ее возможном воплощении в слове: как можно мыслить немыслимое, какой способ бытия вообще присущ языку? Эти достаточно традиционные вопросы находят совершенно неожиданную трактовку: даже не столько трактовку, сколько неожиданным является сам подход, который выполнен в авторской стилистике, принимающей всерьез все те засады и ловушки, которые содержит язык и которые при обычном рационалистическом подходе просто-напросто не видны.

Как заметить антиязык и уловить его незримую субстанцию, парадоксальным образом оказывающуюся основанием всего зримого? Автор дает нам некие философско-культурные, точнее, лингвофилософские ориентиры движения своей мысли, приводя в качестве эпиграфов ко всей книге достаточно показательные высказывания Леви-Стросса, Соссюра, Бенвениста, Фуко. Цитаты подобраны так, что настраивают читателя в совершенно установленной тональности, идущей вразрез со всеми обыденными представлениями о языке. А именно: то, чем человек безраздельно обладает в качестве показателя его человечности, то есть языком, оказывается и не принадлежит ему вовсе: человек вообще не имеет ни малейшего представления ни о сущности, ни о происхождении, ни о бытии языка. А кажется ведь совершенно обратное: раз мы владеем языком, то мы уж точно знаем, что это такое. Но как раз и автор здесь постарался, чтобы разубедить нас в очевидном, все иначе: неуловимая суть антиязыка не позволяет нам объективировать ни одну из существующих теорий языка, более того, саму философию языка, которая так царственно расположилась на пантеоне современной философии. Перед нами парадокс, с которым сталкивается всякое мышление, мало-мальски настроенное на философствование.

Автор постоянно испытывает нас на пределе семантических возможностей, создавая часто философские провокации, попав в которые нужно определенное философское умение, чтобы выйти «сухим из воды». Стиль данной работы можно определить словами самого автора – «импрессионистская дескрипция антиязыка». Это «антиязыковая панацея от семиотизма», означающая «удержание вещей от языковых игр без правил самоименования». Это попытка проникнуть в ту несказанную тьму, в которой происходит зачатие языка и претворение (или вырождение) которого в слово естественного языка всегда сопровождается смертью мысли (мыслимого). Поэтому философия и занимается разоблачением всяческих уловок языка, чтобы обнаружить мысль, в идеале – еще не рожденную мысль, сохранив ее от неизбежной смерти в естественном языке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1393
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1008
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1216
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
785

Другие новости