0
3938
Газета Non-fiction Интернет-версия

16.04.2015 00:01:00

Без лейки, но с блокнотом

Тэги: первая мировая война, фронт, корреспондент


первая мировая война, фронт, корреспондент Ну, братцы, подымайся!.. Фото 1914 года. Библиотека Конгресса США

Художник и писатель Виктор Муйжель (1880–1924), работавший военным корреспондентом от газеты «Биржевые ведомости» на Восточном фронте, не зря озаглавил свою книгу «С железом в руках, с крестом в сердце». Эти слова, взятые из Манифеста последнего государя, провозглашавшего начало войны, были перифразой Манифеста войны 1812 года: «Соединитесь все, с крестом в сердце и с оружием в руках, – никакие силы человеческие вас не одолеют». Если учитывать, что в России Первую мировую войну называли Второй Отечественной (в Европе ее чаще именуют Великой), то подобная параллель была вполне уместна и логична.

Особенно если вспомнить связанный с ней первоначальный патриотический подъем. Книга Муйжеля вышла в 1915-м, когда вера в скорую победу еще не обернулась усталостью от войны. В то время многие литераторы пошли на фронт или военнослужащими (Николай Гумилев, Владимир Палей), или корреспондентами (Валерий Брюсов, Илья Эренбург). Просились даже такие политически неблагонадежные, как Владимир Маяковский (ему отказали). В принципе могли отказать и Муйжелю, имевшему за плечами два года ссылки. Его натуралистическая проза, нередко осуждающая власть, с такими говорящими названиями, как «Мужичья смерть», «Кошмар», «Грех», вызывала протесты даже у не лишенного оппозиционных настроений писателя Михаила Кузмина: «Страна, где все воры, развратники и пьяницы, слабые дурачки или злые звери, где царят тупость, косность и жестокость. Эта страна – Россия, и народ этот – русские. Так уверяет г. Муйжель».

14-7-11_mt.jpg
Виктор Муйжель. …
С железом в руках, с крестом в сердце:
На Восточно-Прусском фронте. – М.:
Государственная публичная историческая
библиотека, 2014. – 272 с.

Впрочем, во фронтовых корреспонденциях такой чернухи нет. Муйжель был вполне лоялен власти. Восхищался солдатами. При этом взгляд на них достаточно правдив. Писатель приводит слова одного из офицеров: «Удивительный народ эти наши солдаты!.. Скажешь: атака! Вышибить его надо! Подымается, чистит винтовку, лицо сонное, глаза еле смотрят. Лезет из окопа – так ей-же-ей медведь в берлогу ловчей влезает. Вылез – приник. Говоришь: перебежать надо, ну, братцы, подымайся!.. Перебежали. Опять легли. Ну, думаешь, теперь ни за что не поднять будет... Потому – голову только подыми, смерть тут же тебе сразу! Думаешь – эх, зря велел лечь, не поднять теперь! А скомандуешь – тихо так скажешь, вроде того, что, мол, что ж делать, надо подыматься – давай на «ура»!.. И вдруг видишь – поплевал в руки, перехватил винтовку и разом, словно его за шиворот кто встряхнул – вскочил и пошел орудовать... Вот и смотрите на него».

Также Муйжель был искренне благодарен любой помощи, которую гражданские лица оказывают армии. Писатель описывал своего польского коллегу Сигизмунда Барткевича, который с риском для жизни укрывал у себя раненых русских военнослужащих, оказавшихся на занятой неприятелем территории.

Правда, атмосфера патриотического подъема временами оборачивалась у корреспондента недооценкой противника, хотя он и понимал, что война продлится долго. Немцы у Муйжеля жестоки. Они все делают «методично и тупо». Или, как «принципиально жертвующий собой офицер», «дорожащий Железным крестом», оказавшись в плену, разочаровываются в войне.

Вместе с тем ошибочно считать, что Муйжель идеализировал или эстетизировал войну. Он говорил и о трагедии гражданских лиц, ставших жертвами войны. Вот отец и дочь, чья мать оказалась убитой в ходе немецкого артобстрела. Писатель застал их в состоянии «почти летаргического ужаса». Касаясь собственно войны, он отмечает, что ее суровость повышает «законы жизни до карикатуры».

Также Муйжель правдиво описывал бытие полевых лазаретов, ночные атаки и штыковые схватки.

Почти как в стихах другого писателя и военного корреспондента Константина Симонова: «С лейкой и блокнотом,/ А то и с пулеметом/ Сквозь огонь и стужу мы прошли». Разве что с одной поправкой – фотоаппарата лейки тогда не было. Он появился лишь в 1925 году.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
235
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
253
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
169
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
102

Другие новости