0
2604
Газета Non-fiction Печатная версия

24.07.2024 20:30:00

Должны ли у нас заниматься воспитанием властной элиты полузакрытые школы или лучше организовывать открытые клубы

Владимир Малягин смотрит в будущее, ужасается прошлому и цитирует страшные, шокирующие документы

Тэги: европа, сша, гарри поттер, черчилль


26-13-12250.jpg
Владимир Малягин. Глас
вопиющего. Священный смысл
несвященной истории.– М.:
Книжный мир, 2023. – 288 с.
Порой кажется, что наиболее трагические, ужасающие подробности преступлений прошлого уже раскрыты, что нет ничего, что могло бы так пугать и настораживать.

Но специалисты открывают нам новые свидетельства, документы, воспринимать которые нужно с мужеством и хладнокровием. И все же возникает вопрос предела: насколько шокирующей может быть историческая правда, чтобы ее вообще можно было воспринять?

Современный человек бежит всего, что мешает его комфорту. А иное всегда ведет к ожесточению. Сам заголовок статьи «Свет с запада» сначала ставит в тупик. Ведь все мы помним «ex oirente lux», позднее латинское выражение «свет с Востока», сжато означающее предание о Вифлеемской звезде, приведшей волхвов к рожденному Спасителю.

Статья ужасает и пугает, в ней цитируются страшные документы.

Автор приводит письмо итальянского генерала Алессандро Лузану, адресованное преступному Муссолини, полное верноподданнических заверений и одновременно описаний ужасающих зверств.

Если книга вызывает лишь чувство справедливого негодования у одних и политической ностальгии у других, говорить о ней было бы скучно, хватило бы новостного абзаца, поста.

Но автор смотрит в будущее, а интерес к нему затрагивает практически всех – от едва осознавших самих себя юношей до стариков.

В статье «Ликбез для проигравших» автор говорит о воспитании элит. Большая часть статьи посвящена разбору недостатков поздних советских элит, и те, кому было суждено застать саморастление и падение этих элит, с Малягиным, возможно, согласятся. Но далее автор говорит о том, что воспитание элиты в нашей стране недостаточно. Можно было бы перенять западный способ, но он здесь, по мнению автора, не сработает.

Малягин задается вопросом: «Должна ли у нас заниматься воспитанием властной элиты полузакрытая школа типа Итона или Йеля? Или, напротив, надо организовывать открытые клубы для молодежи, в которых выявлять будущих харизматичных общественно-политических лидеров?»

В каждом заштатном американском колледже есть несколько студенческих сообществ, вступление в которые требует той или иной инициации. О нравах частных школ, как известно, написал Сэлинджер.

Среди выпускников российских университетов тоже присутствует корпоративное чувство, но для его возникновения достаточно обычной этики и дружбы и пары вечеринок на даче, а потому нет нужды в столь разнузданных ритуальных традициях.

Сейчас некоторые говорят о русской литературе как о той, что описывала лишь недостатки, уродства и распущенность. «А может, наши гениальные поэты Пушкин и Лермонтов писали вовсе не типичного русского героя? Может, они всего лишь первыми заметили и отразили ту болезнь тогдашнего высшего света, ту оторванность от реальной жизни и реального народа, тот синдром «лишнего человека», который наделал впоследствии немало бед в русской истории? Ведь если человек ощущает себя лишним в народной и государственной жизни – он никогда не сможет быть полноценным гражданином своей страны, никогда не захочет и не сможет работать во благо других людей, живущих рядом с ним, а значит – будет всего лишь иждивенцем в обществе», – пишет автор.

Эти разговоры совсем не ко времени.

Что еще? Мне, например, уже поднадоело определение «англосаксы»: кто такие? Обама англосакс? Нынешний государственный секретарь США Энтони Блинкен? Немец Карл III? Разве что несчастный старик президент, публично рукопожимающийся с бесплотными сущностями. Раздражает и штамп о том, что Черчилль называл Польшу гиеной Европы; ибо тот, кто возьмет на себя труд ознакомиться с I томом его труда «Вторая мировая война» в ответственном переводе, найдет: «Польша с жадностью гиены... приняла участие в ограблении и уничтожении Чехословацкого государства».

Мы не одобряем здесь ни Польшу, ни Уинстона Черчилля...

Книга Малягина, на мой взгляд, состоит из кирпичей, которые заполняют бреши не в стенах – стенами занимаются военные и дипломаты, – а в нравственном фундаменте народа и его государства. Методичное закладывание брешей, как при осаде, и есть точка семантического напряжения, смысл истории по Малягину.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Американцы признают, что проигрывают лунную гонку Китаю

Американцы признают, что проигрывают лунную гонку Китаю

Михаил Сергеев

Планы США по высадке астронавтов на спутник Земли не имеют смысла, заявляет экс-директор NASA

0
2842
Бюджет Пентагона рассчитан на сдерживание России и КНР

Бюджет Пентагона рассчитан на сдерживание России и КНР

Владимир Скосырев

Геннадий Петров

Оборонное ведомство планирует ограничивать Пекин с помощью союзников Соединенных Штатов

0
1972
Белый дом начал использовать нефть как оружие против Мадуро

Белый дом начал использовать нефть как оружие против Мадуро

Надежда Мельникова

Соединенные Штаты перешли от борьбы с венесуэльским наркотрафиком к захватам танкеров

0
2276
Роль ТНК в мировой политике преувеличена

Роль ТНК в мировой политике преувеличена

Алексей Фененко

Логика геополитического соперничества оказывается выше логики экономической выгоды

0
1644