0
2815
Газета Non-fiction Печатная версия

06.11.2024 20:30:00

За краснокирпичными стенами

Художественные тайны московских мануфактур

Тэги: краеведение, москва, фабрики, станиславский


краеведение, москва, фабрики, станиславский Силу тока заменила сила таланта: одна из старейших московских электростанций, ГЭС-2, стала культурным центром. Фото Евгения Никитина

История промышленных предприятий – важная исследовательская тема. Здесь краеведение смыкается с техническими, социальными и экономическими вопросами, а подчас и с историей архитектуры. Увлечение старыми промышленными постройками в последнее время набирает популярность. По отреставрированным краснокирпичным промзонам водят краеведческие экскурсии. Их вносят в реестр объектов культурного наследия. На эту тему выходят газетные и научные статьи.

А недавно в одном из российских издательств вышла книга «Москва фабричная». Ее автор Валерия Гайдина – историк и популяризатор промышленной архитектуры второй половины ХIХ – начала ХХ века, действующий экскурсовод. Исследовательница посещала фабрики в процессе их перестройки, работала в архивах, общалась с архитекторами и сотрудниками предприятий. В очерках, составивших книгу, Валерия Гайдина рассказала о традициях заводов и фабрик, о людях, трудившихся там раньше, и о тех, кто работает в этих обновленных стенах сейчас.

«Долгое время промышленная архитектура рубежа ХIХ–ХХ веков прозябала в запустении, становясь «серой зоной» многих советских городов, постепенно маргинализируясь и разрушаясь», – отмечает автор книги. В последние два десятилетия многое изменилось: старые фабричные комплексы изучают, реставрируют и перестраивают в лофты. Вместо ткачих и токарей там теперь работают журналисты, дизайнеры, программисты, функционируют кафе, рестораны, бутики. А кое-где открываются музеи и выставочные залы.

Как, например, в помещениях винного завода у Курского вокзала. На этом месте в ХVIII веке располагалась загородная усадьба Волконских, славившаяся, помимо прочего, своими пивоварнями. Впоследствии пиво здесь варили уже купцы, в том числе известный алкогольный магнат Василий Кокорев. В конце ХIХ столетия купцы Травниковы основали здесь Московский комбинат виноградных и десертных вин. Он действовал до 1990-х годов, а теперь, после реставрации, в заводских цехах расположились галереи современного искусства.

Работы художников наших дней демонстрируют и в залах бывшей электростанции № 2 на Болотной набережной. Ее здание архитектор Василий Башкиров когда-то спроектировал в стиле русского модерна, а силуэт башенки напоминает шпиль лютеранского собора. Предприятие давало ток первым московским трамваям, снабжало электричеством фабрики Балчуга и Якиманки. Поначалу станция возвышалась над районом, но в 30-е годы ее заслонил громадный Дом правительства. Во второй половине прошлого века ГЭС-2 стала терять актуальность, и в конце концов ее вывели из эксплуатации. А недавно из станции сделали культурный центр по проекту знаменитого итальянского архитектора. Где раньше производили электрическую энергию, теперь производят творческую. Силу тока заменила сила таланта.

В свою очередь, музей на месте бывшей кондитерской фабрики «Сиу и Кº» за Тверской заставой специализируется на показе живописи русского импрессионизма. И это созвучно времени постройки фабричных корпусов в «пряничном» стиле.

Некоторым промышленным зданиям старых времен хорошо знакомы и театральные представления. В 1924 году в одном из цехов Московского газового завода режиссер Сергей Эйзенштейн поставил пьесу «Противогазы». Поэт-футурист Сергей Третьяков написал ее специально для рабочих этого предприятия, известного своими циклопическими газгольдерами. А золотоканительная фабрика на Таганке связана с именем Станиславского: великий режиссер (в другой своей ипостаси – успешный предприниматель) был ее совладельцем. В том здании, где Константин Сергеевич в 1890-е годы основал кружок театральной самодеятельности для служащих фабрики, несколько лет назад снова открылся театр – на сей раз профессиональный.

Стены московских предприятий не раз слышали музыку. И подчас – весьма экстравагантную. Так, однажды в начале 1920-х композитор-авангардист Арсений Авраамов на крыше ГЭС-1 дирижировал оркестром, исполнявшим «Симфонию гудков». Перформанс вышел эффектным, но эта «пролетарская музыка» не прижилась в России. Да и фабричные гудки вскоре отменили.

Некоторые старые заводские детали и агрегаты сегодня можно увидеть на территории обновленных фабрик – в качестве исторических, почти музейных экспонатов. Они напоминают об индустриальном буме конца ХIХ века и о первых советских пятилетках. Монструозные генераторы дореволюционной поры стали элементами дизайна в цехах бывшей электростанции. А на территории хлопчатобумажной мануфактуры, ныне превращенной в бизнес-кластер, экспонируются огромный бак для краски и железный подвес для просушки тканей.

Очерки говорят и о преемственности производственных традиций в разных местностях. Так, француз Клод Мари Жиро поставил в 1870-е годы свою ткацкую фабрику в Хамовниках, где еще в ХVII веке изготавливали полотно по заказам царского двора. А гончарно-изразцовая мастерская Власовых близ Серпуховской заставы, производившая белоснежный кафель для облицовки печей, выросла в керамико-плиточный завод, чья продукция шла на оформление станций метро.

Разнообразна и архитектура промышленных зданий. Главный корпус Электрозавода напоминает крепость: стилизованные под готику окна-бойницы, башни, стрельчатые арки и зубцы стен. Оформление зданий Алексеевской насосной станции – причудливая смесь русского узорочья и западноевропейского Средневековья. Еще одна крепость, на сей раз в романском стиле, возвышается на Большой Пироговской улице: до революции в этих корпусах, ныне приспособленных под офисы, помещался казенный винный склад № 3... Книга убеждает: фабричное наследие России таит много секретов, которые только начинают раскрываться.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Социальное казначейство делает городские меры поддержки доступнее для москвичей

Социальное казначейство делает городские меры поддержки доступнее для москвичей

Елена Крапчатова

Сегодня помощью столицы пользуется каждый третий житель мегаполиса

0
1435
Ключ к "руазии" и другие открытия в Гостином Дворе

Ключ к "руазии" и другие открытия в Гостином Дворе

Марианна Власова

Чем интересна очередная ярмарка нонфикшен-литературы

0
1961
Энергия молодости покорила зал Московской филармонии

Энергия молодости покорила зал Московской филармонии

Марина Гайкович

Лауреаты Конкурса им. Чайковского выступили с Госоркестром Татарстана

0
1930
Ходит хоббит с чебурашкой

Ходит хоббит с чебурашкой

Вячеслав Харченко

К 60-летию со дня рождения Александра Анашкина

0
280

Другие новости