0
80
Газета Non-fiction Печатная версия

18.02.2026 20:30:00

Все движется любовью

Дочь – об отце, военно-морском моряке

Тэги: история, великая отечественная война


6-15-15250.jpg
Элеонора Панкратова. Мой отец
Леонид Павлович Панкратов.
Частная жизнь – мгновенья
истории.– СПб.:
Гйоль, 2025. – 244 с.
«Море буквально кипело от бомб и разрывов. Горели суда. Ночь, а кругом светло как днем...» Так вспоминал капитан первого ранга Леонид Павлович Панкратов трагический переход Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) из Таллина в Кронштадт в августе 1941 года. В том походе он был командиром тральщиков, расчищающих фарватер, густо усеянный минами.

Судьбе этого человека посвящена книга его дочери Элеоноры Панкратовой, писателя, переводчика, скандинависта. В тексте заботливо скомпонованы личные воспоминания, публикации в прессе, письма, которые в то время порой являлись единственным средством связи между военным моряком и его семьей, связи с женой ингерманландской ижоркой Тамарой Ждановой.

Непростую судьбу своего отца Панкратова прослеживает с ранних лет – начинает с публикации его записок-воспоминаний о предреволюционном, в целом счастливом детстве в семье петербургского булочника. Позднее, в 14-летнем возрасте он был привезен в Москву, оставлен родной матерью как бы на попечение в общем-то чужих и бездушных людей, а вернее, на произвол судьбы.

Были ли странными, учитывая ситуацию, возникшие вдруг мечты о море этого мальчика, жившего в московском сухопутье? Откуда этот романтический зов, определивший его дальнейшую судьбу? Что спровоцировало отъезд, а практически бегство из постылого семейства в Архангельск? Затем мы читаем о том, как он становится юнгой на гидрографическом судне «Пахтусов», затем – первое плавание, затем Дом моряка, мореходное училище, восхождение от матроса до капитана дальнего плавания торгового флота, посетившего порты Норвегии, Англии, Франции, Цейлона... Подобную судьбу человека, которого позвало море, мы можем вспомнить у писателя Джозефа Конрада.

С началом Великой Отечественной войны Леонид Панкратов был мобилизован в Краснознаменный Балтийский флот, стал помощником, а вскоре и командиром флагманского корабля, а потом уже вплоть до послевоенного времени и командиром дивизиона минных тральщиков. Это была тяжелая и крайне опасная работа, начиная с трагического перехода КБФ из Таллина в Кронштадт. Минные тральщики, эти небольшие маломерные суда, сыграли в войне на море едва ли не решающую роль: проводка конвоев, перевозка войск, боеприпасов, продуктов, эвакуация раненых... Работать приходилось в море, обильно усеянном немецкими минами, под бомбардировкой юнкерсов, под огнем береговой немецкой артиллерии. Капитан-лейтенант Панкратов успешно и на отлично справлялся с боевыми задачами.

Суровые и драматические годы войны не погасили в Леониде Павловиче романтического чувства к морю. Об этом свидетельствует неожиданное для сухого официального текста словосочетание в одной из его боевых характеристик – «любит море».

Но, как писал Осип Мандельштам, «и море, и Гомер – все движется любовью...» Любовь к морю и к женщине своей судьбы – вот две взаимопереплетающиеся движущие силы жизни капитана Панкратова. Познакомились они перед войной в Ленинградском дворце пионеров, в яхт-клубе, которым руководил Леонид Павлович и куда пришла очень красивая, застенчивая и молчаливая десятиклассница… Тамара с матерью были эвакуированы из блокадного Ленинграда. Вновь встретились они в 1944 году и тут же вступили в брак. Переписка с ней занимает большую часть книги. И письма эти не менее важны, чем боевая биография капитана, ибо, как справедливо замечает Элеонора Панкратова, «из мгновений частной жизни и складывается ход истории». Из этих как будто бы непритязательных бытовых писем видно, сколь чисты и благородны взаимные чувства Леонида и Тамары, в них – трогательная забота о хлебе насущном в еще полуголодные годы («опять появились в продаже булки и хлеб без очереди»), о маленьком ребенке, о здоровье, одежде, о жилье, которое капитану по долгу службы приходилось то и дело менять, пока жена и дочка находились в Ленинграде: Балтийск, Клайпеда, Лиепая, Болдерая... Сколько невзгод им пришлось перетерпеть и разделить – включая войну в Корее, – пока они не получили за все боевые ордена и заслуги Леонида Павловича более чем скромное жилье, две комнаты в коммунальной квартире в Москве, и жизнь более-менее устоялась. В этих письмах – стоическое терпение и за все годы ни слова жалобы, раздражения и упрека друг другу. Документальность книги в полной мере отражают и помещенные в ней фотографии из семейного архива, многие снимки сделаны самим Леонидом Панкратовым.

Эта книга – еще один честный и вдумчивый исторический документ о времени и о человеческих судьбах.


Читайте также


Умаслить весну

Умаслить весну

Геннадий Гутман

История безудержно веселого языческого праздника

0
147
Паломничество как медицинский факт

Паломничество как медицинский факт

Алексей Белов

О практической пользе путешествий к святыням

0
508
Чумазые дети Адама у исландцев в почете

Чумазые дети Адама у исландцев в почете

Леонид Макшанов

Как сокрытый народ меняет планировку дорог на острове

0
1180
Без талонов носки не продаются

Без талонов носки не продаются

«Сокровенная проза» Ольги Харламовой о чудесном советском быте и очередях за ширпотребом

0
946