0
1353
Газета Вера и люди Интернет-версия

04.06.2003 00:00:00

Святая Земля без христиан

Тэги: вифлеем, христианство


Соединенные Штаты закончили свою "маленькую и победоносную" войну в Ираке. Контроль над территорией установлен: армия разбежалась, а нефтяные скважины отныне в надежных руках. Осталось всего ничего: решить, кто и как будет управлять страной, в которой шииты не любят суннитов, сунниты не выносят курдов, а курды ненавидят просто всех. Ах да, еще есть 4% иракских христиан, чья дальнейшая судьба вообще непонятна. Джордж Буш, видимо, уже окончательно убедился, что Бог его любит и благословляет на ратные подвиги во имя мира. С Ираком разобрались, остальные страны "оси зла" чуть притихли и ждут, что будет дальше. По целому ряду вполне объективных причин следующая крупная военная кампания, против кого бы она ни была направлена, начнется отнюдь не завтра. Американцам пока еще предстоит разобраться с последствиями своей последней операции, отловить-таки наконец Саддама Хусейна, а уж потом снова начать размахивать оружием.

Есть еще один персонаж, который не пользуется расположением хозяина Белого дома, - это Ясир Арафат. Вот уже несколько месяцев Арафат безвыездно сидит в своей резиденции и со стороны наблюдает за попытками реанимировать мирный палестино-израильский процесс. Сегодня основную роль в попытках остановить интифаду играет Махмуд Аббас, однако, судя по последним событиям в Израиле, ему это не удается и вряд ли удастся вообще.

Почему мы вообще говорим об Израиле? Точнее, когда мы о нем говорим? Если речь идет не об очередном теракте или очередной военной операции ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля. - Прим. ред.), то скорее всего мы думаем о христианских святынях и говорим о Святой земле. Основные христианские праздники года уже прошли. Святую землю накрыли кровавые будни, а мы забыли до следующего Рождества или Пасхи о том, что по земле, по которой когда-то ходил Христос, сегодня ходят солдаты и шахиды. Забыли мы и о том, что там, где сегодня рвутся бомбы и артиллерийские снаряды, в бедных яслях родился Тот, кого христиане всего мира зовут Спасителем. Забыли мы и о христианах Святой земли, которые, несмотря на трудности, все еще живут на этой когда-то избранной Богом, а сегодня, кажется, уже забытой земле. На Пасху НТВ показало из Иерусалима прямую трансляцию сошествия "благодатного огня". Мы все с интересом посмотрели на этот шумный и крикливый "восточный базар", на то, как не похожи наши братья по вере на нас самих, покачали головами и забыли. Мы почти всегда о них забываем.

Итак, США как один из участников урегулирования ближневосточного кризиса, завершив войну в Ираке, решили помочь установить мир на Святой земле. С визитом в Израиль прибыл Колин Пауэлл. Ариэль Шарон встретился с Махмудом Аббассом. Все дружно проигнорировали Арафата. Когда возникает хоть малейшая перспектива переговоров между израильтянами и палестинцами, большинство мировых политиков сразу стараются напомнить миру (и избирателям) о своих собственных по этому поводу идеях. По понятным причинам израильские политики в таких случаях идут в первых рядах. Лидер партии "Наш дом - Израиль" Авигдор Либерман 17 мая в очередной раз предложил вернуться к своему плану "Кантонизации территории Палестинской автономии". На этот раз Либерман сделал особый акцент на том, что лишь создание отдельного кантона, включающего в себя Вифлеем, Бейт-Джалу и Бейт-Сахур, позволит спасти тамошних христиан от полного уничтожения. Оставим вопрос о реальных перспективах этого достаточно нереального проекта.

Идея создания самоуправляемого христианского анклава на территории автономии была озвучена Либерманом еще в прошлом году в открытом письме Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Чтобы привлечь внимание руководства РПЦ к этой идее, сторонники Либермана провели в России шумную пиар-акцию - была издана широко разрекламированная книга "Вавилон и Иерусалим. Ближневосточный конфликт в свете Библии", в которой в числе прочего было опубликовано письмо Либермана Патриарху.

Разумеется, ни к каким ощутимым последствиям демарш Либермана не привел, а точнее, был практически полностью проигнорирован. В принципе в этом нет ничего странного. Репутация Либермана как ярого противника создания "палестинского государства" a priori лишает его шансов на поддержку со стороны каких-либо официальных российских лиц, как светских, так и духовных. Однако и без резких суждений господина Либермана на сегодняшний день, к сожалению, все более очевидной становится тенденция к полному исчезновению христиан на Святой земле.

Сделаем небольшой экскурс в историю: "палестинские" территории вышли из-под юрисдикции Израиля в 1993 г. в результате подписанного в Осло соглашения. Вся власть над вновь переданной территорией официально оказалась в руках Ясира Арафата, а неофициально была поделена между крупнейшими палестинскими террористическими группировками: ХАМАС, "Исламский джихад" и палестинским отделением "Хезболлаха". Именно подписание соглашений в Осло и стало той точкой, после которой жизнь христиан на территориях стала трудным "выживанием". Проблем у христиан региона хватало и до 1993 года. Либерман в уже упоминавшемся письме говорит о том, что "за последние 40 лет на Западном берегу Иордана число арабов-христиан уменьшилось с 22% общего населения палестинцев до 2% и продолжает падать". Однако именно передача спорных территорий под палестинский контроль максимально обострила эту проблему.

В 1993 году Вифлеем в числе других городов оказался на территории Палестинской автономии. На тот момент Вифлеем был действительно христианским городом; 80% его жителей составляли христиане различных конфессий. За прошедшие с тех пор годы эти цифры решительно изменились. Сегодня более 80% населения Вифлеема составляют мусульмане. Количество христиан в этом святом городе уменьшилось больше чем в два раза.

Кроме сухих цифр, существуют конкретные факты преследования христиан. Весной 2001 года христианскую девушку Сааду Хамидан из Вифлеема изнасиловал и убил один из руководителей движения "ФАТХ" по имени Иман Али Азми аль-Кади. На суде насильник был оправдан. На территориях, отобранных у христиан или непосредственно граничащих с христианскими святынями, строят мечети. Достаточно вспомнить историю со строительством мечети прямо у паперти Церкви Благовещения в Назарете. В августе 1997 года палестинский "полицейский" в Бейт-Сахуре открыл огонь по толпе арабских христиан, возвращавшихся из церкви, тяжело ранив шестерых верующих. Инцидент был замят, а преступник остался безнаказанным.

Чтобы вынудить христиан покинуть территории, применяются и не столь грубые методы. В 1997 году канцелярия премьер-министра Израиля опубликовала доклад о притеснениях христиан на территориях, находящихся под юрисдикцией палестинской администрации. Там, в частности, говорилось: "Для того чтобы "разбавить христианское население", в район Вифлеема дополнительно переселены 30 тыс. мусульман".

Христиане различных конфессий по-разному относятся к положению своих арабских собратьев. У восточных христиан - православных и католиков восточного обряда - симпатии в основном лежат на стороне палестинцев. В свою очередь, американские христиане-евангелисты настроены произраильски. Ватикан старается занять некую нейтральную, сравнительно объективную позицию, выступая с осуждением как палестинских терактов, так и израильских акций возмездия. Отношение той или иной христианской Церкви к палестино-израильскому конфликту также обостряет и межхристианские отношения. Американские евангелисты, которые рассматривают воссоздание Государства Израиль как исполнение эсхатологических пророчеств, всецело поддерживают действия израильтян, что вызывает раздражение не только у мусульман, но и у арабов-христиан. Марк Харлан - богослов, много лет преподававший в Евангелической семинарии в Аммане, пишет: "Совсем недавно центральная иорданская газета опубликовала статью "Евангелисты помогают евреям строить третий Храм", в которой нас обвинили в политическом святотатстве и религиозном предательстве. Самое обидное в том, что статья эта вышла из-под пера не мусульманского фанатика, а араба-христианина".

Было бы ошибочно идеализировать и ту ситуацию, которая сложилась непосредственно в Израиле. Только Джорджу Бушу позволено делить мир на белое и черное, нам, простым смертным, еще иногда удается различать некоторые оттенки. Христианам в Израиле живется непросто. Если Авигдор Либерман в силу ориентированности своей партии на русскоязычных избирателей (сегодня в Израиле живут 50 тыс. иммигрантов из России, которые считают себя христианами) встает на защиту христиан, то для некоторых израильских политиков, например для Михаэля Кляйнера, христиане - это любимый объект нападок.

Израильское общество, особенно его ортодоксальную часть, трудно назвать толерантным. Религиозная и этническая принадлежность все еще играет очень важную роль в том, как к человеку относятся окружающие - представители титульной нации. Конечно, дело в субъективном опыте. Никто из множества моих знакомых и друзей, побывавших в Израиле, никогда не рассказывал, что из-за его нееврейской внешности или нательного крестика к нему обращались бы как человеку "второго сорта". С другой стороны, 24 апреля 2003 года в одной из центральных израильских газет "Ha"aretz" была опубликована статья Ники Блэкберн "Лучше пусть это будет еврей", в которой автор рассказывает грустную историю о религиозной нетерпимости в израильском обществе.

Пусть так. Однако даже самый завзятый антисемит не сможет упрекнуть израильское правительство, армию или спецслужбы в физическом уничтожении христиан. Израильские государственные деятели традиционно считали себя в некотором смысле основными защитниками и гарантами нормальной жизни христиан в регионе. Моше Даян помогал православным монахам во время "Синайской кампании", во время войны в Ливане ЦАХАЛ активно сотрудничал с местными христианами-моронитами. Может быть, этим и объясняется та ненависть, которую чувствуют исламские радикалы по отношению к арабам-христианам. Сегодня можно с уверенностью сказать лишь одно: если проблемы выживания христиан в Святой земле будут волновать только Авигдора Либермана, то главные христианские святыни вскоре останутся без христиан.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
655
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
761
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
396
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
271

Другие новости