Соединенные Штаты закончили свою "маленькую и победоносную" войну в Ираке. Контроль над территорией установлен: армия разбежалась, а нефтяные скважины отныне в надежных руках. Осталось всего ничего: решить, кто и как будет управлять страной, в которой шииты не любят суннитов, сунниты не выносят курдов, а курды ненавидят просто всех. Ах да, еще есть 4% иракских христиан, чья дальнейшая судьба вообще непонятна. Джордж Буш, видимо, уже окончательно убедился, что Бог его любит и благословляет на ратные подвиги во имя мира. С Ираком разобрались, остальные страны "оси зла" чуть притихли и ждут, что будет дальше. По целому ряду вполне объективных причин следующая крупная военная кампания, против кого бы она ни была направлена, начнется отнюдь не завтра. Американцам пока еще предстоит разобраться с последствиями своей последней операции, отловить-таки наконец Саддама Хусейна, а уж потом снова начать размахивать оружием.
Есть еще один персонаж, который не пользуется расположением хозяина Белого дома, - это Ясир Арафат. Вот уже несколько месяцев Арафат безвыездно сидит в своей резиденции и со стороны наблюдает за попытками реанимировать мирный палестино-израильский процесс. Сегодня основную роль в попытках остановить интифаду играет Махмуд Аббас, однако, судя по последним событиям в Израиле, ему это не удается и вряд ли удастся вообще.
Почему мы вообще говорим об Израиле? Точнее, когда мы о нем говорим? Если речь идет не об очередном теракте или очередной военной операции ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля. - Прим. ред.), то скорее всего мы думаем о христианских святынях и говорим о Святой земле. Основные христианские праздники года уже прошли. Святую землю накрыли кровавые будни, а мы забыли до следующего Рождества или Пасхи о том, что по земле, по которой когда-то ходил Христос, сегодня ходят солдаты и шахиды. Забыли мы и о том, что там, где сегодня рвутся бомбы и артиллерийские снаряды, в бедных яслях родился Тот, кого христиане всего мира зовут Спасителем. Забыли мы и о христианах Святой земли, которые, несмотря на трудности, все еще живут на этой когда-то избранной Богом, а сегодня, кажется, уже забытой земле. На Пасху НТВ показало из Иерусалима прямую трансляцию сошествия "благодатного огня". Мы все с интересом посмотрели на этот шумный и крикливый "восточный базар", на то, как не похожи наши братья по вере на нас самих, покачали головами и забыли. Мы почти всегда о них забываем.
Итак, США как один из участников урегулирования ближневосточного кризиса, завершив войну в Ираке, решили помочь установить мир на Святой земле. С визитом в Израиль прибыл Колин Пауэлл. Ариэль Шарон встретился с Махмудом Аббассом. Все дружно проигнорировали Арафата. Когда возникает хоть малейшая перспектива переговоров между израильтянами и палестинцами, большинство мировых политиков сразу стараются напомнить миру (и избирателям) о своих собственных по этому поводу идеях. По понятным причинам израильские политики в таких случаях идут в первых рядах. Лидер партии "Наш дом - Израиль" Авигдор Либерман 17 мая в очередной раз предложил вернуться к своему плану "Кантонизации территории Палестинской автономии". На этот раз Либерман сделал особый акцент на том, что лишь создание отдельного кантона, включающего в себя Вифлеем, Бейт-Джалу и Бейт-Сахур, позволит спасти тамошних христиан от полного уничтожения. Оставим вопрос о реальных перспективах этого достаточно нереального проекта.
Идея создания самоуправляемого христианского анклава на территории автономии была озвучена Либерманом еще в прошлом году в открытом письме Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Чтобы привлечь внимание руководства РПЦ к этой идее, сторонники Либермана провели в России шумную пиар-акцию - была издана широко разрекламированная книга "Вавилон и Иерусалим. Ближневосточный конфликт в свете Библии", в которой в числе прочего было опубликовано письмо Либермана Патриарху.
Разумеется, ни к каким ощутимым последствиям демарш Либермана не привел, а точнее, был практически полностью проигнорирован. В принципе в этом нет ничего странного. Репутация Либермана как ярого противника создания "палестинского государства" a priori лишает его шансов на поддержку со стороны каких-либо официальных российских лиц, как светских, так и духовных. Однако и без резких суждений господина Либермана на сегодняшний день, к сожалению, все более очевидной становится тенденция к полному исчезновению христиан на Святой земле.
Сделаем небольшой экскурс в историю: "палестинские" территории вышли из-под юрисдикции Израиля в 1993 г. в результате подписанного в Осло соглашения. Вся власть над вновь переданной территорией официально оказалась в руках Ясира Арафата, а неофициально была поделена между крупнейшими палестинскими террористическими группировками: ХАМАС, "Исламский джихад" и палестинским отделением "Хезболлаха". Именно подписание соглашений в Осло и стало той точкой, после которой жизнь христиан на территориях стала трудным "выживанием". Проблем у христиан региона хватало и до 1993 года. Либерман в уже упоминавшемся письме говорит о том, что "за последние 40 лет на Западном берегу Иордана число арабов-христиан уменьшилось с 22% общего населения палестинцев до 2% и продолжает падать". Однако именно передача спорных территорий под палестинский контроль максимально обострила эту проблему.
В 1993 году Вифлеем в числе других городов оказался на территории Палестинской автономии. На тот момент Вифлеем был действительно христианским городом; 80% его жителей составляли христиане различных конфессий. За прошедшие с тех пор годы эти цифры решительно изменились. Сегодня более 80% населения Вифлеема составляют мусульмане. Количество христиан в этом святом городе уменьшилось больше чем в два раза.
Кроме сухих цифр, существуют конкретные факты преследования христиан. Весной 2001 года христианскую девушку Сааду Хамидан из Вифлеема изнасиловал и убил один из руководителей движения "ФАТХ" по имени Иман Али Азми аль-Кади. На суде насильник был оправдан. На территориях, отобранных у христиан или непосредственно граничащих с христианскими святынями, строят мечети. Достаточно вспомнить историю со строительством мечети прямо у паперти Церкви Благовещения в Назарете. В августе 1997 года палестинский "полицейский" в Бейт-Сахуре открыл огонь по толпе арабских христиан, возвращавшихся из церкви, тяжело ранив шестерых верующих. Инцидент был замят, а преступник остался безнаказанным.
Чтобы вынудить христиан покинуть территории, применяются и не столь грубые методы. В 1997 году канцелярия премьер-министра Израиля опубликовала доклад о притеснениях христиан на территориях, находящихся под юрисдикцией палестинской администрации. Там, в частности, говорилось: "Для того чтобы "разбавить христианское население", в район Вифлеема дополнительно переселены 30 тыс. мусульман".
Христиане различных конфессий по-разному относятся к положению своих арабских собратьев. У восточных христиан - православных и католиков восточного обряда - симпатии в основном лежат на стороне палестинцев. В свою очередь, американские христиане-евангелисты настроены произраильски. Ватикан старается занять некую нейтральную, сравнительно объективную позицию, выступая с осуждением как палестинских терактов, так и израильских акций возмездия. Отношение той или иной христианской Церкви к палестино-израильскому конфликту также обостряет и межхристианские отношения. Американские евангелисты, которые рассматривают воссоздание Государства Израиль как исполнение эсхатологических пророчеств, всецело поддерживают действия израильтян, что вызывает раздражение не только у мусульман, но и у арабов-христиан. Марк Харлан - богослов, много лет преподававший в Евангелической семинарии в Аммане, пишет: "Совсем недавно центральная иорданская газета опубликовала статью "Евангелисты помогают евреям строить третий Храм", в которой нас обвинили в политическом святотатстве и религиозном предательстве. Самое обидное в том, что статья эта вышла из-под пера не мусульманского фанатика, а араба-христианина".
Было бы ошибочно идеализировать и ту ситуацию, которая сложилась непосредственно в Израиле. Только Джорджу Бушу позволено делить мир на белое и черное, нам, простым смертным, еще иногда удается различать некоторые оттенки. Христианам в Израиле живется непросто. Если Авигдор Либерман в силу ориентированности своей партии на русскоязычных избирателей (сегодня в Израиле живут 50 тыс. иммигрантов из России, которые считают себя христианами) встает на защиту христиан, то для некоторых израильских политиков, например для Михаэля Кляйнера, христиане - это любимый объект нападок.
Израильское общество, особенно его ортодоксальную часть, трудно назвать толерантным. Религиозная и этническая принадлежность все еще играет очень важную роль в том, как к человеку относятся окружающие - представители титульной нации. Конечно, дело в субъективном опыте. Никто из множества моих знакомых и друзей, побывавших в Израиле, никогда не рассказывал, что из-за его нееврейской внешности или нательного крестика к нему обращались бы как человеку "второго сорта". С другой стороны, 24 апреля 2003 года в одной из центральных израильских газет "Ha"aretz" была опубликована статья Ники Блэкберн "Лучше пусть это будет еврей", в которой автор рассказывает грустную историю о религиозной нетерпимости в израильском обществе.
Пусть так. Однако даже самый завзятый антисемит не сможет упрекнуть израильское правительство, армию или спецслужбы в физическом уничтожении христиан. Израильские государственные деятели традиционно считали себя в некотором смысле основными защитниками и гарантами нормальной жизни христиан в регионе. Моше Даян помогал православным монахам во время "Синайской кампании", во время войны в Ливане ЦАХАЛ активно сотрудничал с местными христианами-моронитами. Может быть, этим и объясняется та ненависть, которую чувствуют исламские радикалы по отношению к арабам-христианам. Сегодня можно с уверенностью сказать лишь одно: если проблемы выживания христиан в Святой земле будут волновать только Авигдора Либермана, то главные христианские святыни вскоре останутся без христиан.