0
828
Газета Периодика Интернет-версия

28.11.2002 00:00:00

Влияние Юпитера


ЗНАМЯ

В новом романе Леонида Зорина "Юпитер", флагмана 12-го номера, имя Сталина не упоминается ни разу. Но именно Коба, нареченный Юпитером, управляет повествованием, диктует героям свою потустороннюю волю. Сюжет таков. В московском театре ставят пьесу молодого драматурга, где фигура отца народов выведена крайне тенденциозно. У исполнителя - главной звезды театра - на сей счет свое мнение. За подлинность образа артист бьется не на шутку и доходит до такого накала принципиальности, что расстается с женой и уходит из театра. Именно в тот момент, когда роль начала получаться: "Наконец репетиция мне приносит чувство свободного полета┘ Уже не Янус с разными лицами, измученный своим двоедушием┘ - сегодня в двух обликах я один, я больше, чем клон, и больше, чем он. Два мира слились, как два потока, и создали третий - еще неизвестный, вчера еще не существовавший, а нынче уже живой и зримый".

Зорин нашел хитроумный способ проникнуть в душу тирана: в экспериментальном дневнике роли тот говорит сам. Юпитер предстает уверенным в себе, последовательным и мудрым. На обвинения гениальных современников (Мандельштама, Пастернака и т. д.) он дает веский, презрительно суровый ответ. Так Зорин-историк умело переплавляет в универсальное вещество прозы опыт Зорина-драматурга.

Цикл Петра Образцова "Колесо обозрения" - сплошной каламбур людей и вещей в точно обрубленных историях. Убиенного Митю хоронят на Митинском кладбище, разбитую и выброшенную английскую чашку вновь покупают в склеенном виде, раздумывают, как описать пепельницу. Ничего удивительного: "Чеховское замечание, что он может написать рассказ о чем угодно┘ волновало Женю все те лет двадцать, что он пытался заниматься, так сказать, литературой". Эдуард Кочергин в рассказах "Из опущенной жизни" повествует о мутациях православных таинств в 50-е годы - усилиями оборотистых нищенок. Cкупые дорожные радости пересыльного в рассказе Феликса Светова "Воля" любого заевшегося циника сделают на время чтения оптимистом.

В разделе поэзии Вадим Жук восхищается игривостью и легкомыслием стихосложения: "Как эти умницы звуки друг с другом кумятся!/ Как уминаются в твой наобумный размер!/ Как они учат (тебя-то, отца-то) смеяться!/ Вся эта глупость, пинь-пинь, тарарах, зинзивер". Читая стихи лидера группы "Ковчег" Ольги Арефьевой, вспоминаешь Юрия Шевчука: "Мы бросали слова в рок-н-рол, как незрячих щенков". Так вот щенята пока не выросли и по-прежнему барахтаются в рок-н-роле. Татьяна Риздвенко "Бытовую магию" обращает в магическое веселье ямбов: "Везде в углу есть место для меня/ пункт наблюдательный, творительный, падежный,/ где сзади тыл, снаружи горизонт/ посередине толчея, кипенье┘"

Крушением символического статуса литературы озабочен известный социолог Борис Дубин. Тема, что и говорить, злободневная. Нынешняя массово-мобилизационная модель культуры, с новыми символами социального престижа, отдает литературе лишь одну из ячеек общей "потребительской корзины". Статья будет полезна "спасителям книжной культуры" - как ликбез. Воспоминания Людмилы Синянской, театрального чиновника времен оттепели, рисуют управление сценическим искусством как тоже своеобразное творчество. Вредное, конфликтное, но уважаемое.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Председателю правления, президенту «Транснефти» Николаю Токареву – 75 лет

Председателю правления, президенту «Транснефти» Николаю Токареву – 75 лет

0
424
Прямая линия и большая пресс-конференция Владимира Путина 2025 (ТЕКСТ и ВИДЕО)

Прямая линия и большая пресс-конференция Владимира Путина 2025 (ТЕКСТ и ВИДЕО)

0
2511
В "Единой России" знают, кто поведет партию на выборы

В "Единой России" знают, кто поведет партию на выборы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Думская оппозиция проверяет готовность парка своих электоральных паровозов

0
1772
Киев не останется без американской помощи

Киев не останется без американской помощи

Владимир Мухин

Вооруженные силы Украины смогут сохранять боеготовность еще относительно долгое время

0
2428