0
734
Газета Философия Интернет-версия

16.08.2001 00:00:00

Всесильный бог деталей

Тэги: Ямпольский


Ямпольский М. О близком. Очерки немиметического зрения. - М.: Новое литературное обозрение, 2001, 240 с.

ВЗГЛЯД без расстояния. Направленный не на ясно различимое с достаточной дистанции, не на то, что можно узнать и назвать, а на близкое, слишком близкое, трудноотделимое от смотрящего. "Близкое - это такая зона, куда доступ крайне затруднен. Эта зона защищена невероятной близостью к такой загадочной, вечно ускользающей инстанции, как наше "Я". Но различение и называние "отчасти связано с утратой зримого, его метаморфозой в вербальное и вместе с тем остановкой жизни во всей ее текучести". Обращенный к далекому, ясному не видит себя - как Эдип до открытия своей тайны. Надгробные статуи архаической Греции и не должны были быть похожими на умерших, это скорее изображения их душ, а на что похожа душа? А рефлексия, при которой "Я" дистанцируется от себя самого, лишь порождает двойника...

Может быть, один из аналогов близкого зрения - нефигуративная живопись. "Двумерное пространство, как бы налипающее на глаза зрителя, отрицающее глубину и основанное на ощущениях неоформленного цвета". Воспринимаемые непосредственно цветовые пятна. Течение красок, откуда вот-вот появятся вещи. Возможность всего. "Картина устроена так, что происходящее в ней мерцание, дрожание, излучение как будто вот-вот откроет глубину мира, но глубина эта никогда не открывается". Поэтика промедления. Втягивающий в себя орнамент. Восприятие предельно напряженное, так как видимое постоянно перегруппировывается, удерживается только вниманием, а не названием. Восприятие асоциальное, не называемое и потому не сообщаемое другим. И в то же время - возможность увидеть тот самый "туман, из которого приходит тот, о ком скучаешь и кого любишь", как сказано в одном из фильмов Сокурова. Медленное возникновение, никогда не завершающееся, потому что завершение станет исчерпанием глубины того, кого любишь. Неопределенность, становление, текучесть - все они слишком близки и никогда ясно не различимы. Внимание переносится с изображения на фон, фрагмент. Прустовский Бергот, разглядывающий желтое пятно на картине Вермеера (где оно - и есть ли оно вообще, - критики до сих пор спорят), и Олдос Хаксли, изумляющийся под воздействием мескалина подробностям фактуры ткани собственных брюк. Сверхкрупный план изымает деталь из потока событий, заключает в ней настоящий момент. Предмет вне времени, причин и следствий, переживаемый максимально интенсивно. Устремление к подробности, "всесильному богу деталей" - устремление к качеству жизни. И деталь персональна. "Все" видят в альпийском пейзаже "крошечную гостиницу", "игрушечную железную дорогу" и прочие туристские клише; Набоков - "окаймленный желтым Ringlet, сидящий со сложенными крыльями на цветке..." Взгляд устремляется внутрь, становясь воспоминанием. Вспоминать - с помощью увиденного здесь и сейчас (как Пруст - Венецию по неровности плит), но и забывая это увиденное ради вспоминаемого.

Все это слишком важно и близко - и потому рискованно. "Воспоминание опасно, потому что оно может вывести вспоминающего "по ту сторону", в область небытия". Смертельно опасно близкое зрение. "Свободно парящий цвет, взгляд, застилающий глаза, мерцающая игра красочных пятен и точек, выворачивание зрения изнутри наружу - все это вместе выбивает лицо из присущей ему формы и вызывает смерть" - прустовского Бергота на художественной выставке, набоковского Пильграма за коллекцией бабочек. Распадается и мир. "Наблюдатель, все более углубляющийся в изучение мельчайших деталей, также теряет общее видение особи..." Так исчезает понятие цвета - при большом увеличении поверхность оказывается составленной из разноцветных участков, а прежний ровный цвет - лишь их взаимодействие. И тем не менее все как-то балансирует на грани. Поглощенность предметом все-таки не отменяет значений его деталей (чему приводятся примеры из детективов Конан Дойля и Эдгара По). Логика позволяет увидеть материально несуществующее - например, орбиту планеты. Сама смерть в каком-то смысле ведет к приобретениям. "Смерть, вписываясь в строение, уничтожая его глубину, превращая его в "сплошь кожу", способствует переходу руины в репрезентативное, потере ею своего места "здесь и теперь". Но это значит, что смерть переходит в эстетическое... Пока объект жив, он не может перешагнуть через границу, отделяющую его от окружающего пространства, он не может стать цветовым пятном среди прочих цветовых пятен". А руина как изображение более не разрушается и потому вечна.

Ямпольский - собиратель цитат, эрудит. И сама его книга часто распадается на темы, порой далеко уходящие от зрения и лишь изредка вспоминающие друг о друге. Но разве плохо, что по поводу стихов Драгомощенко всплывает смысл точки, объясняемой через суфизм и арабскую каллиграфию не как место, но как мгновенное касание органов речи, рождающее звук? Впрочем, порой кажется, что автор сам устает от текучести. "То, к чему мы приближаемся, когда вступаем в область абсолютно близкого, едва ли может быть названо "Я", столь оно бесформенно и не индивидуализировано", - но сложность и многомерная расплывчатость означают скорее не отсутствие, а богатство?

"Два взгляда - мертвого Христа и рассказчика - встречаются и превращаются в плоскость - знакомый образ видения, спроецированного вовне, - в крылья бабочки, которую изображают веки в своем движении. Столкновение двух взглядов, а вернее, движение выворачивающегося наружу взгляда производит плоскость, растекающуюся цветовым пятном по роговице". Смысл продолжает мерцать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры ждут нового снижения ставки Центробанка

Министры ждут нового снижения ставки Центробанка

Михаил Сергеев

Правительство отобрало 6 тысяч объектов благоустройства по результатам голосования граждан

0
910
Подводная лодка "Калуга" прибыла на базу после выполнения задач дальнего похода

Подводная лодка "Калуга" прибыла на базу после выполнения задач дальнего похода

0
526
Выборы губернатора ЕАО будут проходить три дня

Выборы губернатора ЕАО будут проходить три дня

0
484
На XIX съезде КПРФ укрепят единство партии

На XIX съезде КПРФ укрепят единство партии

Дарья Гармоненко

Первый зампред ЦК Афонин утверждает, что чисток не предвидится

0
721

Другие новости