0
7578
Газета Политика Интернет-версия

15.09.1999 00:00:00

Роль России в урегулировании конфликтов усиливается

Леонид Ивашов

Об авторе: Леонид Григорьевич Ивашов - начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ.

Тэги: террор


ЦЕПЬ драматических событий, которые в настоящий момент почти синхронно происходят в Киргизии, Таджикистане и российском Дагестане, позволяет сделать вывод об их взаимосвязанности. Есть доказательства, что бандитские вылазки против мирного населения и на Северном Кавказе, и в Центральной Азии организованы и проводятся по единому плану. Финансируются они, по всей видимости, также из одних и тех же источников.

Но откуда эти источники? Оставим пока, как говорится, за скобками известного саудовского террориста бен Ладена, афганских талибов и даже Хаттаба. Да, они угрожают цивилизации. Но в то же время, думается, что все они сейчас исполнители и участники большой игры. Игры, которую проводят далеко не мусульманские экстремисты.

События на Северном Кавказе связаны со стратегическими интересами многих государств и политических сил, прежде всего - с каспийской нефтью, важным геостратегическим положением Кавказа, а также устремленностью некоторых стран к доминированию в этом районе. И здесь нельзя не сказать о НАТО и США, которые в попытках привлечь отдельные государства Кавказа на свою сторону побуждают их к антироссийским действиям.

Но я бы был неискренним, если бы все причины событий в Дагестане связал только с внешними факторами. Безусловно, надо учитывать просчеты внешней и внутренней политики России, экономические неурядицы, слабость (или отсутствие) национальных программ, последствия афганской и чеченской войн и многое другое. Все эти внешние и внутренние факторы накладываются на нашу общую российскую государственную немощь и умело используются нашими врагами. И попытки укоренить идеи ваххабизма, и вербовка наемников - это тоже результаты нашей идеологической, социально-политической и военной слабости.

Часто в средствах массовой информации террористов называют исламистами, борцами за веру и т.п. Думается, это неправильно. В исламе, как и в православии, основные принципы: не убий, гуманно относись к своему противнику, если он попал в плен. В исламе есть такая сура - не руби дерево, и это созвучно с нашим православием, а что творят головорезы в Дагестане, Чечне, Киргизии - это самый настоящий бандитизм, терроризм, используемый в антироссийских, антикиргизских и других целях. И сегодня российский солдат, ведущий боевые действия, скажем, в Дагестане, защищает не только территориальную целостность страны, граждан Дагестана, интересы РФ, но и защищает устои ислама.

То же самое мы предпринимаем в Центральной Азии, помогая братской Киргизии. Почему мы это делаем? Во-первых, Киргизия - наш союзник по Договору о коллективной безопасности, во-вторых, нас связывают двусторонние договоры и соглашения, и, в-третьих, оказывая помощь этой стране, мы защищаем и российские интересы. События в Киргизии и Дагестане связаны.

Сейчас в зоне конфликта в Ошской области присутствуют наши генералы и офицеры. Они активно участвуют в анализе обстановки, выработке предложений, в разработке операции по уничтожению бандформирований. Это уже помощь. Планируются поставки вооружений. В целом же в определении масштабов поставок материально-технических средств у нас подход такой. Сначала определяется замысел операции, потом на его основе и концентрируются необходимые средства.

Киргизстан после распада СССР был одной из самых стабильных республик СНГ. Поэтому там была небольшая армия порядка 12 тыс. человек. И, видимо, там недостаточно внимания уделялось мерам военного характера для повышения безопасности страны. Сегодня скорее всего Бишкек будет менять подход к решению этих вопросов...

Поэтому еще одна из задач - не только в поставке Бишкеку вооружений и боевой техники, но и ее ремонт и подготовка кадров. Оказание помощи в подготовке киргизских войск, проведение совместных КШУ в этом регионе и другие мероприятия - обмен опытом и т.п. - вот что мы на будущее уже забили в своих планах.

Но наше сотрудничество спланировано не только с Киргизией. Решать проблемы борьбы с террористами нацелены и другие государства Центральной Азии. В свое время было много разговоров о том, что военные контакты России и Узбекистана заморожены. Между тем недавние события показывают, что Ташкент понимает необходимость координации усилий государств СНГ в обеспечении безопасности в Центральной Азии, и, конечно, это им видится с участием России, с укреплением двусторонних связей. Именно в этом русле шло обсуждение вопросов министром обороны РФ с президентом Узбекистана 1 сентября с.г.

У нас есть договоры о военном и военно-техническом сотрудничестве с Узбекистаном. Их надо наполнять конкретным содержанием. Пока была обстановка спокойная и мирная, обе стороны не проявляли активности. Сейчас ситуация обостряется, и визит министра обороны в Ташкент, откровенный разговор, в первую очередь с президентом Узбекистана Исламом Каримовым, широкое обсуждение проблем, характер достигнутых договоренностей свидетельствуют о том, что эти договоры востребованы. Кроме того, обсуждался вопрос и о дальнейшем совершенствовании и наращивании межгосударственной правовой основы.

Хочу заметить: Ташкент исходит из принципов двустороннего военного сотрудничества и укрепления регионального сотрудничества. То, что происходит сегодня в Центральной Азии, то есть совместные контакты государств региона с Россией, решение общих задач безопасности, - это как раз пример регионального сотрудничества, в котором участвуют Узбекистан и другие страны. Но это не противоречит Договору о коллективной безопасности. И то, что Узбекистан в него не входит, не является трагедией. Перспективы военного и военно-технического сотрудничества России с Узбекистаном достаточно широкие и реальные, чего не скажешь о некоторых других странах СНГ.

Я далек от мысли, что официальное руководство, скажем, Грузии или Азербайджана преднамеренно поддерживает террористов. Однако факты свидетельствуют, что с территории именно этих стран были попытки осуществить помощь бандитам в Чечне.

Сегодня складывается критическая ситуация, связанная с размещением наших военных баз в Грузии. На днях наша колонна из 200 автомобилей вернулась с российско-грузинской границы в пункты постоянной дислокации, так и не побывав в Группе российских войск в Закавказье. Туда мы доставляли материальные средства, горюче-смазочные материалы, одежду, продовольствие, тем самым готовя войска к зиме. Но грузинские таможенники колонну не пропустили. Теперь Группа лишена элементарной материальной помощи, и это обстоятельство негативно скажется на обеспечении российских военнослужащих и членов их семей. Разве это цивилизованный подход дружественного государства, коим считается для России Грузия?

Российские военные базы на территории республики находятся в соответствии с межгосударственным договором "О правовом статусе воинских формирований РФ, временно находящихся на территории Республики Грузия" от 9 октября 1993 года. Этот документ временно ввели в действие своими указами и глава Грузии и президент России. В договоре говорится о беспошлинном, безлицензионном снабжении войск ГРВЗ. Однако недавние события свидетельствуют, что фактически Грузия отказалась от его выполнения.

Сейчас таможенная служба дана на откуп английской фирме. По сути эта иностранная компания диктует свои условия и Грузии и России.

На совместных российско-грузинских переговорах не раз заявлялось о том, что наши базы в республике соответствуют как российским, так и грузинским интересам. Однако на деле происходит по-другому. Ряд грузинских политиков упрекают Россию в отношении якобы имеющегося долга за вывезенные после распада СССР вооружения и боевую технику, по отношению к нам вводятся непомерно раздутые пошлины, повсеместно нарушаются права наших военнослужащих. Я уже говорил, что определенные государства, желая вступить в НАТО, становятся на путь антироссийской риторики и действуют против интересов РФ. К сожалению, возможно, на этот путь стали и некоторые политики Грузии.

Взять, к примеру, абхазскую проблему. С одной стороны, Тбилиси затягивает обращение к главам СНГ с просьбой продлить пребывание коллективных миротворческих сил в зоне конфликта. С другой стороны, в Грузии понимают, что только действия миротворцев сохраняют хрупкий мир в регионе. За время российского пребывания в зоне конфликта погибли более 60 военнослужащих Российской армии, но миротворцы выполняют свои задачи, и скажу, что выполняют их четко, мужественно. Сейчас действия миротворцев носят не вполне легитимный характер, поскольку на это нет соответствующего решения глав СНГ. Кому-то, видимо, выгодно такое положение наших солдат в Абхазии...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
1618
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
2660
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
3951
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
2968

Другие новости