И БЕЗ ТОГО широкий круг специалистов по предвыборным технологиям обещает пополнить свои ряды. В конце сентября в Москву приезжает Жак Сегела. Если это имя широкой российской общественности пока ничего не говорит, то в узких политологических кругах оно считается едва ли не символом удачно проведенной предвыборной кампании.
Эта информация (пока на уровне слухов) уже просочилась в политические круги и привлекла внимание как отдельных политиков, так и специалистов из предвыборных штабов. Что неудивительно - старательно культивируемый образ "творца президентов", как самоуверенно называет себя французский имиджмейкер, имеет под собой определенные основания. Впервые тень Сегелы замелькала в политических кругах Франции во время предвыборной гонки сначала в 1981-м, а затем в 1988 годах.
Дважды "сделав" Франсуа Миттерана президентом, Сегела заработал признание. Именно тогда он сформулировал правила политической борьбы, которыми позже начали пользоваться во всем мире. В России, кстати, тоже. Эффективность его методик россияне "почувствовали сердцем" летом 1996 г. Тогда, впрочем, напрямую в первых демократических выборах президента Сегела не участвовал. Его технологии реализовывались руками небезызвестного шоумена Сергея Лисовского, которого вскоре начали называть "российским Сегелой". Лисовский и организовал нынешний приезд француза в Москву.
Сегела, можно предположить, едет сюда не для того, чтобы погонять мячик на корте или футбольном поле. Судя по информации, полученной корреспондентом "НГ" из достоверных источников, в приезде "модной штучки" заинтересованы две стороны. Первая - российские предвыборные штабы, которым, похоже, еще не хватает умения воевать параллельно на нескольких политических фронтах. Уверенность в том, что иностранец с именем обеспечит победу любому кандидату, основывается на предыдущих успехах Сегелы не только во Франции, но и в странах Восточной Европы. При этом можно предсказать уже сейчас, на кого будет работать широко разрекламировавший себя француз. Самый очевидный вариант - объединение "Отечество - Вся Россия". Причина простая - Сергей Лисовский входит в предвыборный штаб этого объединения. И раскручивать как кандидата в президенты француз, понятно, будет не Яковлева или Аушева, а Юрия Лужкова.
Возможное проявление позитивного (негативного) отношения к Сегеле со стороны телекомпании "ТВ Центр" может подтвердить (опровергнуть) эту мысль в ближайшем будущем. Менее очевидный вариант - французский специалист "проявится" сразу в нескольких объединениях. Свою карьеру в родной стране Сегела начал как раз с того, что проводил предвыборные кампании одновременно троих конкурентов. В начале 90-х он сменил стратегию и продекларировал правило "ставь на победителя, чтобы выиграть". В победители тогда выбились те, кто назвал себя демократами. Когда волна демократических преобразований спала и явного фаворита выделить стало сложно, пришло время меняться вновь.
Сегодня Сегела, по его словам, готов бороться за кого угодно. Но - за пределами Франции. На языке обывателя все вышеописанное называется беспринципностью. На языке "пиарщиков" - профессионализмом.
Как уже стало ясно, вторая заинтересованная сторона в этой истории - сам Сегела. В 1991 году он уже попытался завоевать Россию, предложив за собственные деньги провести кампанию по выборам Бориса Ельцина. Неважно, по каким причинам последний отказался. Вопрос в другом - откуда такой неожиданный альтруизм у бизнесмена? Сам Сегела свое участие в предвыборных гонках называет хобби и высшее удовольствие получает вместе с возможностью первым после подсчета голосов обратиться ко вчерашнему кандидату "г-н президент". Вряд ли этот показной эпатаж кого-то обманет. Помощь кандидату до выборов предусматривает и сохранение влияния или определенных связей после.