0
782
Газета Политика Интернет-версия

26.08.2000 00:00:00

Правительство не сделало ни одной глупости

Тэги: Касьянов


Касьянов Кресло премьера под Касьяновым пока не качается.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

СОБЫТИЯ, вызванные катастрофой в Баренцевом море, заслонили весьма показательную как с политической, так и с экономической точек зрения дату. На днях исполнилось 100 дней с того момента, как Михаил Касьянов был утвержден Государственной Думой на пост премьер-министра. И хотя в условиях относительно стабильной экономической ситуации и летнего политического затишья 100 дней для премьер-министра - срок не слишком большой, некоторые достоинства и ошибки деятельности нынешнего правительства видны уже сейчас.

Уникальность нынешнего кабинета министров, пожалуй, состоит в том, что на его формирование президенту и премьеру было отведено больше четырех месяцев. С досрочной отставкой Бориса Ельцина и переездом в Кремль тогда еще премьер-министра Владимира Путина фактически начался подбор кандидатур на руководящие посты в правительстве и в первую очередь на пост премьер-министра. И хотя Михаил Касьянов изначально имел преимущества по сравнению с другими кандидатами на этот пост (Путин в начале января назначил его первым и единственным вице-премьером), это не означало, что результат заранее известен. В числе "соискателей" называли таких людей, как близкие Владимиру Путину нынешний министр связи Леонид Рейман и секретарь Совета безопасности Сергей Иванов, а также вице-премьера Алексея Кудрина. Впрочем, после утверждения кандидатуры Касьянова всем им нашлось место во властных структурах.

Судя по тому, как распределились посты в новом, касьяновском правительстве, практически все, кого планировали на то или иное министерство, прошли четырехмесячный экзамен. Впрочем, для самого премьер-министра в этом смысле был один опасный момент. Касьянов одно время несколько изменил присущую ему модель поведения, сделав заявку на то, что он будущий политический глава кабинета министров. Кремлю же требовался и требуется по сей день премьер технический. Что, собственно, Касьянов, и демонстрирует все 100 дней. Что, собственно, и ставит ему сейчас в заслугу Кремль.

Зачастую самоотстранение от политики нынешнего главы правительства выглядит даже чересчур демонстративно. Кремль ссорится с крупным бизнесом - Касьянов остается в стороне. Все его заявления по этому поводу тщательно выверены и максимально исключают какие-либо оценки происходящего. Даже его участие в "круглом столе" "власть - олигархи", в котором именно он должен был быть заинтересован в первую очередь, прошло как-то незамеченным.

Происходит трагедия на подводной лодке "Курск" - Касьянов опять-таки занимается лишь тем, что строго определено ему должностными полномочиями: финансовое обеспечение помощи родственникам погибших моряков. Политической оценки происходящего от премьера не услышишь.

Фактически за Касьянова эту функцию взялся выполнять его неформальный первый заместитель Алексей Кудрин, которого уже прозвали "говорящей головой правительства". Впрочем, это не является примером рационального "разделения труда" между чиновниками с Краснопресненской набережной. Нельзя сказать, что Касьянов и Кудрин враждуют между собой, но тем не менее некоторых представителей Белого дома настораживает, что у Кудрина слишком прямая, минуя непосредственного начальника, дорога в Кремль, проложенная не без участия его покровителя Анатолия Чубайса, возглавляющего в настоящее время РАО "ЕЭС России". Впрочем, если уж и называют конкурентов нынешнему премьер-министру, то Алексей Кудрин не является первым в этом списке, уступая и главе Совбеза Сергею Иванову, и министру связи Леониду Рейману.

Политика Михаила Касьянова уже породила сравнение нынешнего кабинета министров с правительством эпохи Виктора Черномырдина. Но существенное отличие двух кабинетов заключается в том, что нынешняя исполнительная власть не обладает таким же числом харизматических лидеров, способных одним лишь своим заявлением нарушить ту или иную тенденцию на рынке. Таких фигур много было в предыдущих кабинетах. Достаточно вспомнить Сосковца и Чубайса в правительстве Виктора Черномырдина или Виктора Калюжного в кабинете министров Владимира Путина. Это не только создает иллюзию отсутствия инициативы в правительстве на уровне министров, но и лишает самого Михаила Касьянова возможности свалить вину за допущенные ошибки на своих подчиненных.

Правда, пока положение Михаила Касьянова не так шатко, как хотят представить его оппоненты. Если и есть опасность для нынешнего главы правительства, то она скорее заключена не в конкретных персоналиях или пиар-наезде с отмыванием денег МВФ, периодически раскручиваемом в западной прессе. При всей внешней благостной атмосфере вокруг и внутри Белого дома не просматривается команды, верной лично Михаилу Касьянову. Практически ни один министр не обязан своим назначением нынешнему премьеру. Большая часть кабинета сохранила свои посты даже не с путинских, а со степашинских времен. На уровне же заместителей министра, с которого и можно было начать подбор "своих" людей, правительство вообще еще не сформировано.

Впрочем, деполитизация правительства Михаила Касьянова носит условный характер. Отдав политическую игру в руки президента и его администрации, само правительство осталось в сфере политики. Но уже политики экономической. И наличие большого числа либеральных экономистов - лишнее тому подтверждение. Многие из принимаемых сейчас решений весьма настойчиво уводят экономику из-под давления государства и выводят ее в свободное рыночное пространство, за что правительство сейчас активно критикуется менее либеральными экономистами, даже не входящими в лагерь традиционной коммунистической оппозиции.

Есть и еще ряд отрицательных моментов. За все эти три месяца деятельности правительству Касьянова так и не удалось решить одну из наиболее острых макроэкономических проблем - ликвидировать давление излишней ликвидности на курс рубля. В результате Центробанк вынужден самостоятельно бороться за стабильность национальной валюты. Но проблема заключается в том, что ЦБ не является субъектом законодательной инициативы и соответственно не может менять в свою пользу законодательство напрямую.

Впрочем, число плюсов пока перевешивает число минусов. К числу положительных моментов деятельности кабинета министров можно отнести и принятие краткосрочной программы, которая в основных чертах весьма положительно оценивается экономистами и за отсутствие которой критиковались прежние премьер-министры; и изменение налоговой системы, и подготовка сбалансированного бюджета, проект которого без опозданий был направлен в Государственную Думу. Как отметил один из собеседников "НГ", пока "правительство не сделало ни одной серьезной глупости". Все просчеты, по мнению источника, носят характер недоработок и легко устраняются в ходе дальнейшей деятельности кабинета. Прежде всего это касается налоговой реформы, где некоторые экономисты увидели ошибки в позиции правительства.

Везет пока правительству Михаила Касьянова и с внешнеэкономической конъюнктурой. Цены на нефть после недолгого снижения снова взлетели вверх. Хотя это имеет и отрицательные моменты - у сторонних наблюдателей создается ощущение расслабленности в действиях правительства. Не случайно уже сейчас звучат критические замечания, суть которых сводится к отсутствию в деятельности правительства среднесрочной перспективы.

Вполне возможно, что все вышеперечисленные недостатки являются лишь объяснимыми симптомами болезни роста. Ведь и самоустранение от политики, и отсутствие большого числа министров-лидеров в кабинете может оказаться явлением временным. Как отмечают источники "НГ" в правительстве, уже этой осенью деятельность кабинета министров может резко активизироваться. Правительство намерено выступить с целым комплексом законодательных инициатив. К тому же предстоит традиционное для осенней сессии Государственной Думы противостояние вокруг проекта федерального бюджета на будущий год, где министру финансов Алексею Кудрину предстоит первое серьезное испытание политикой - ему придется отбиваться от атак левой оппозиции, пусть и потерявшей "блокирующий пакет" голосов в Госдуме, но сохранившей за собой значительное число депутатских кресел. Нельзя забывать и о Совете Федерации, где обиженные губернаторы могут заблокировать некоторые экономические инициативы кабинета министров.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Электронное голосование проверяют на излом

Электронное голосование проверяют на излом

Дарья Гармоненко

Иван Родин

К выборам Госдумы-2026 дистанционных избирателей должно быть много

0
574
В "Газпроме" назвали дополнительные источники газа для "Сахалина-2"

В "Газпроме" назвали дополнительные источники газа для "Сахалина-2"

0
411
Дефицита яблок на российском рынке не будет

Дефицита яблок на российском рынке не будет

0
407
Женщины могут увеличить экономику на 20%

Женщины могут увеличить экономику на 20%

Ольга Соловьева

При нынешних темпах сокращения неравенства полный гендерный паритет будет достигнут через 134 года

0
621

Другие новости