0
1482
Газета Политика Интернет-версия

21.01.2004 00:00:00

Саудовский ваххабизм против чеченского

Тэги: са, кадыров, чечня, ваххабизм


На прошлой неделе президент Чечни Ахмад Кадыров посетил Саудовскую Аравию (СА) с официальным визитом. Он встретился с наследным принцем Королевства СА Абдаллой, министром иностранных дел СА принцем Саудом аль-Фейсалом, членами торгово-промышленной палаты города Джидды, президентом Исламского банка развития Ахмедом Моххамедом Али и другими представителями саудовской элиты. Сам Кадыров расценил состоявшийся визит как положительный.

Еще до начала визита стало известно, что президент Чечни должен совершить малое паломничество к мусульманским святыням в Мекке. Напомним, что большое паломничество (хадж) Кадыров, будучи муфтием Ичкерии, совершил еще в 1997 г. в составе делегации, сопровождавшей его нынешнего врага и бывшего президента республики Аслана Масхадова. С тех пор к имени Кадырова, по исламским традициям, следует прибавлять слово "хаджи", что значит "человек, совершивший хадж".

Главной целью состоявшегося визита Ахмада-Хаджи в Королевство, куда он прибыл по приглашению наследного принца Абдаллы, было заявлено укрепление политических, экономических и культурных отношений между Чечней и СА. Одной из главных задач было привлечь саудовские инвестиции в экономику Чечни. Подтекст визита - переадресовать саудовские деньги с боевиков-ваххабитов на легальную чеченскую власть, а также получить официальное признание саудовской стороной нынешних государственных институтов Чечни.

Последнее Кадырову явно удалось. Атмосфера всех встреч была крайне благожелательной - бывшего муфтия Чечни принимали как своего. СА признала в нем нового руководителя республики и даже обещала содействовать в различных гуманитарных и экономических проектах. Так, например, наследный принц Абдалла заявил, что арабские страны и СА осознают необходимость оказания помощи Чеченской Республике в социально-экономическом развитии. А саудовские бизнесмены заинтересовались возможностью сотрудничества в нефтяной отрасли. Достигнуты общие договоренности о спонсировании гуманитарных программ по восстановлению Чечни.

Однако восточное гостеприимство, оказанное Кадырову, еще не означает, что СА буквально завтра начнет вкладывать деньги в чеченскую экономику. Так, например, никаких конкретных договоров об инвестировании в чеченскую нефть, чего так активно добивался Кадыров, подписано не было. Вместо этого Кадыров определенно договорился только о создании культурного центра Чечни в Джидде, через который саудовская сторона будет получать информацию о происходящем в республике. Кроме того, Исламский банк развития с готовностью согласился финансировать образование в Чечне. Президент банка Ахмед Мохаммед Али уже в ходе встречи с Кадыровым принял решение направить в Чечню группу своих помощников для изучения на месте потребностей Чечни в восстановлении системы образования и заявил, что в первую очередь "исламские" деньги будут вложены в эту сферу.

Очевидно, что Кадыров действует в строгой согласованности с Кремлем, о чем свидетельствует переданное им наследному принцу Абдалле послание президента Путина. А это означает, что его визит находился в рамках российской политики на сближение с мусульманским миром, чего Россия с ее 14-миллионным мусульманским населением так активно добивается в том числе и через вступление в Организацию Исламская Конференция. И здесь видна еще одна немаловажная задача этого визита - создание образа цивилизованного российского ислама и борьба с радикальными и экстремистскими движениями в нем.

Известно, что ваххабизм, с которым в последнее время ожесточенно борются российские спецслужбы в Чечне, является официальной идеологией Саудовского Королевства. Поэтому абсурдным выглядит тот факт, что высокопоставленные собеседники президента Чечни в СА интересовались, "кто такие так называемые ваххабиты, что они из себя представляют" (это известно со слов Кадырова). Кроме того, еще одним событием, сопутствовавшим поездке Кадырова, стало заявление известного мусульманского богослова Мухаммеда Али Сабуни, выступившего с осуждением чеченских боевиков и назвавшего их действия не имеющими "ничего общего с джихадом, священной войной за ислам". Так саудовская сторона дала понять, будто не имеет ничего общего с ваххабизмом, который принято отождествлять с исламским терроризмом и экстремизмом.

Можно, конечно, рассуждать о том, что ваххабизм, как и ислам, бывает разный, о том, что ваххабизм не равен экстремизму и терроризму. Однако ясно одно: идеологию чеченских сепаратистов, равно как и идеологию Королевства, называют ваххабитской не случайно (хотя сами ваххабиты предпочитают называть себя просто мусульманами), а для религиозного обоснования своей деятельности чеченские сепаратисты используют в том числе и идеи мусульманского реформатора XVIII в. Мухаммада Ибн-Абд-аль-Ваххаба.

В этом свете обещание СА помочь с налаживанием системы образования в Чечне выглядит не таким уж безобидным. Несмотря на то что в официальных заявлениях саудовской стороны речь идет о возрождении образования в целом и нигде не упоминается вопрос финансирования духовного образования, понятно, что без возрождения последнего Саудовское Королевство давать деньги на образование не будет.

Таким образом, положительный эффект от визита Кадырова выглядит несколько омраченным. Если саудовские власти будут перечислять деньги в Чечню, как делали это и раньше, и начнут свою помощь с финансирования сферы образования, то "ваххабитского" влияния избежать по-прежнему не удастся. При этом утверждение, что все это делается для противодействия идеям исламского терроризма и экстремизма, кажется не столь уж очевидным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
1891
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
2863
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2240
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2232

Другие новости